Тема 2. Сфера обслуживания как составная часть экономики

Отечественные и зарубежные экономисты отмечают расту­щую роль услуг в национальных хозяйствах и мировой эконо­мике. Воздействие услуг на хозяйственную жизнь не только усиливается, но и приобретает многогранный характер, все бо­лее заметный в процессах производства, формирования и реа­лизации доходов населения, обмена, накопления общественного продукта. Это обязывает начинать теоретический анализ с вы­яснения сущности услуги как экономической категории.

Высказываются различные мнения о том, каким должно быть точное определение услуги. Пока не существует общеприня­той систематизации. Естественно, возникает много оттенков в суждениях, что вносит неувязки в определения. Тем не менее, несмотря на расхождения, в основном в экономической науке сложилось общее представление о сервисной деятельности, об­служивающих отраслях и в целом о сфере обслуживания.

Следует разграничивать обыденное и научное представле­ние об обслуживании. В обиходе понятие «услуга» употребля­ется в самом широком смысле: сделать кому-либо полезное словом или делом за плату или бесплатно, из личных или об­щественных побуждений. Предполагается действие, принося­щее помощь. Нередко под этим понимается предоставление бытовых удобств. Подразумевают, например, услужение, т. е. заботы слуги или прислуги.

Что касается научной трактовки этой категории, то разли­чия в трактовках обозначились уже в эпоху классической по­литэкономии.

Ж.-Б. Сэй (1767-1832), анализируя услуги, пришел к вы­воду, что они выступают особым видом благ, способным прино­сить доход. Он считал, что услуги оказывают не только люди, но и вещи и силы природы.

Свой вклад в теорию услуг внес Ф. Бастиа (1801-1850). Под «услугой» он понимал не только реальную затрату труда в про­цессе производства, но и всякое усилие вообще, которое прила­гается кем-либо или от которого освобождается тот, кто данной услугой пользуется (идея социальной услуги).

В последние годы получило распространение определение этой категории, данное Т. Хиллом: услуга — это «изменение состояния лица или товара, принадлежащее какой-либо эко­номической единице, происходящее в результате деятельно­сти другой экономической единицы с предварительного согла­сия первой».

Такое определение позволяет рассматривать ус­лугу как конкретное выражение экономической полезной дея­тельности, проявляющейся либо в виде специфического това­ра, либо непосредственно в виде определенной деятельности. Экономическая полезность делает услугу предметом хозяйствен­ных отношений.

Анализ исторической эволюции услуг в обществах разного типа позволяет сформулировать научное понимание сервисной деятельности, которая свойственна современному миру.

Сервисная деятельность – это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимоотношениях, обладая многообразными потребностями, желает получить определенные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляет им возможность обладать такими благами. Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей (хотя нередко это происходит с помощью таких ценностей).

Сервисная деятельность генерируется (т.е. производится, реализуется) специализированными структурами обслуживания, которые выступают ее субъектами. Эти субъекты, оценивая масштабы и содержание общественных потребностей, стремятся удовлетворить их, предлагая всем желающим свои услуги.

В качестве субъектов выступают конrрентные предприниматели либо коллективы сервисных организаций, в номенклатуре которых выделяют:

- фирмы, в том числе специализированные – например, туристские, гостиничные, лечебные;

- предприятия, в том числе специализированные – транспортные, авиационные, ремонтные, торговые;

- бюро, конторы – юридические, информационно-рекламные, жилищно-эксплуатационные;

- учреждения (правоохранительные, учреждения культуры и др.) – отделения милиции, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки;

- организации – прокатные, банковские, складские, страховые, охранные, в сфере искусства и др.

Сервисная деятельность как экономическое явление обладает определенными специфическими характеристиками, которые делают услуги и сервисную деятельность в целом особым видом экономической активности, требующей от производителей мастерства, жизненного опыта, предприимчивости, умения ладить с людьми.

Субъекты сервисной деятельности, взаимодействуя и дополняя активность друг друга, создают сервисные продукты. Сервисный продукт - явление более сложное и емкое, нежели конкретная услуга. Данный продукт складывается из действия таких важных компонентов, как:

- труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к генерации данной разновидности услуг (работников конкретного сервисного предприятия и смежных предприятий);

- функционирование вспомогательных механизмов, технического оборудования, задействованных в создании продукта;

- используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары.

Сервисная деятельность реализуется в рамках функционирования сферы сервиса.

В советский период вся хозяйственно-экономическая практика разделялась на производственную и непроизводственную сферы. В рамках последней выделялась сфера услуг (или сфера обслуживания).

В экономическом словаре-справочнике 1988 года под сферой обслуживания советской экономики понималась единая отрасль с фиксированными границами, которая контролировалась государством и включала в себя государственные предприятия и организации, занятые оказанием населению определенных услуг.

Данная сфера во многом действовала на принципах общественного перераспределения благ (т.е. многие услуги были для потребителей бесплатными), хотя широко использовалась практика частичной оплаты услуг.

В современной практике сфера обслуживания (или «сфера сервиса») выступает масштабной областью экономики и социальных взаимодействий, где контактируют граждане и коллективы, желающие удовлетворить свои многообразные запросы, и организаторы сервиса, направляющие свой труд на удовлетворение этих запросов.

В таком широком понимании сфера обслуживания рассматривается уже не как единая отрасль, а как масштабный сектор экономики, обладающий разветвленной или сложной структурой с подвижными границами. С точки зрения наличия коммерческих и некоммерческих начал данный сектор продолжает развиваться на смешанной основе, но с явной переакцентовкой этих начал в сторону усиления рыночных принципов и активизации бизнеса.

Важной теоретической и практической проблемой анализа сервисной деятельности является вопрос о структурировании сферы обслуживания, а также о классификации услуг и сервисной деятельности.

Классификация услуг означа­ет их разделение по определенным классам, группам, катего­риям, а также определение функци­ональных сдвигов в процессе динамики сферы обслуживания.

В 90-х годах 20 в. существовало различение личных и специ­фических услуг. Под личными понимались услуги, удовлетво­ряющие потребности каждого отдельного человека, а под специ­фическими — те услуги, которые, обеспечивали удовлетворе­ние коллективных или общественных потребностей (рис. 1).

 
 


Рис. 1. Состав сферы обслуживания в трактовках 80-х годов

Также приводилась еще одна классификация, которая подразделяла сферу обслуживания на три части: услуги платные, услуги льготные, услуги бесплатные (рис. 2).

В последующих исследованиях дается характеристика структуры общественного производства с включением уже двух видов услуг — материальных и нематери­альных (рис. 3).

С 1987 года статистика страны стала переходить на между­народную систему национальных счетов. Неизбежными стали изменения в подходах к классификации услуг. Главное состо­ит в том, что структура сферы обслуживания рассматривается теперь с рыночных позиций. Услуги разграничиваются на 3 вида: ры­ночные, нерыночные и косвенно измеряемые услуги финансо­вого посредничества (рис. 4).

В различных ракурсах дифференцируется сфера обслуживания в зарубежной экономической литературе.

Довольно оригинальную трактовку данной сферы предложил Ловелок. Главное в его классификации — на кого (на что) на­правлены услуги и являются они осязаемыми или нет (табл. 1).

               
   
 
 
Платные услуги: - транспорт - связь - служба быта - зрелища
 
Льготные услуги: - жилищно-коммунальное хозяйство - дошкольные учреждения - служба отдыха
 
Бесплатные услуги: - образование - лечение - подготовка кадров - физкультура и спорт


Рис. 2. Деление сферы обслуживания по степени возмещения

 
 


Рис. 3. Структура общественного производства

 
 


Рис. 4. Структура производства услуг в рыночной экономике

Таблица 1

Разграничение услуг по степени осязаемости

Основные классы услуг Сферы услуг
1. Осязаемые действия, направленные на тело человека Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе
2. Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги
3. Неосязаемые действия, направленные на сознание человека Образование, радио-, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи
4. Неосязаемые действия с неосязаемыми активами Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами

Задача выработки единых критериев и схем классификации услуг пока остается нерешенной проблемой в мире. Чаще всего работа по классификации осуществляется в тех или иных странах на основе сложившихся традиций сбора государственной статистики или решения задач, встающих в конкретной ситуации перед обществом.

Так, модель классификации услуг, принятая на Североамериканском континенте исходит из содержательно-функциональных критериев и включает в себя следующие крупные области сервисной деятельности:

- транспорт железнодорожный, авиационный, грузовой, автотранспорт и пр.);

- коммуникации (телефон, телеграф, радио и т.п.);

- общественно полезные услуги (электро-, водо- и газоснабжение);

- массовая деятельность (оптовая и розничная торговля);

- финансирование, страхование, в том числе работа с недвижимостью;

- непосредственно сервис (отели, услуги, имеющие личный характер, ремонт автомобилей, развлечения, отдых и др.);

- прочие виды сервиса.

Подобная схема классификации услуг действует и в российской практике хозяйствования, где на ее основе разработан общероссийский классификатор услуг населению (Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002 -93. Издание официальное. М.: Изд-во стандартов, 1994), а также представлены показатели государственной статистики. В этом случае к сфере обслуживания относят следующие области сервисной деятельности:

- торговлю (оптовую и розничную);

- услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, структуры общественного питания);

- транспорт;

- связь и информационное обслуживание;

- услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;

- кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью;

- образование, культура и искусство;

- наука и научное обслуживание;

- здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;

- услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (ремонт жилья, производственно - бытовые и коммунальные услуги);

- услуги личного характера (непроизводственные, бытовые и др.);

- услуги государственного управления;

- другие услуги.

В разных странах действуют аналогичные, но выработанные на собственной практике сервиса группировки услуг, которые по-разному конкретизируются и дополняются.

Таким образом, функционально-структурный анализ позво­ляет утверждать, что сфера обслуживания является широкой и все про­грессирующей областью общественно необходимого труда, опос­редованной целями и задачами формирования развитой инфраструктуры в условиях ры­ночных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: