Отечественные и зарубежные экономисты отмечают растущую роль услуг в национальных хозяйствах и мировой экономике. Воздействие услуг на хозяйственную жизнь не только усиливается, но и приобретает многогранный характер, все более заметный в процессах производства, формирования и реализации доходов населения, обмена, накопления общественного продукта. Это обязывает начинать теоретический анализ с выяснения сущности услуги как экономической категории.
Высказываются различные мнения о том, каким должно быть точное определение услуги. Пока не существует общепринятой систематизации. Естественно, возникает много оттенков в суждениях, что вносит неувязки в определения. Тем не менее, несмотря на расхождения, в основном в экономической науке сложилось общее представление о сервисной деятельности, обслуживающих отраслях и в целом о сфере обслуживания.
Следует разграничивать обыденное и научное представление об обслуживании. В обиходе понятие «услуга» употребляется в самом широком смысле: сделать кому-либо полезное словом или делом за плату или бесплатно, из личных или общественных побуждений. Предполагается действие, приносящее помощь. Нередко под этим понимается предоставление бытовых удобств. Подразумевают, например, услужение, т. е. заботы слуги или прислуги.
|
|
Что касается научной трактовки этой категории, то различия в трактовках обозначились уже в эпоху классической политэкономии.
Ж.-Б. Сэй (1767-1832), анализируя услуги, пришел к выводу, что они выступают особым видом благ, способным приносить доход. Он считал, что услуги оказывают не только люди, но и вещи и силы природы.
Свой вклад в теорию услуг внес Ф. Бастиа (1801-1850). Под «услугой» он понимал не только реальную затрату труда в процессе производства, но и всякое усилие вообще, которое прилагается кем-либо или от которого освобождается тот, кто данной услугой пользуется (идея социальной услуги).
В последние годы получило распространение определение этой категории, данное Т. Хиллом: услуга — это «изменение состояния лица или товара, принадлежащее какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой».
Такое определение позволяет рассматривать услугу как конкретное выражение экономической полезной деятельности, проявляющейся либо в виде специфического товара, либо непосредственно в виде определенной деятельности. Экономическая полезность делает услугу предметом хозяйственных отношений.
Анализ исторической эволюции услуг в обществах разного типа позволяет сформулировать научное понимание сервисной деятельности, которая свойственна современному миру.
|
|
Сервисная деятельность – это активность людей, вступающих в специфические взаимодействия по реализации общественных, групповых и индивидуальных услуг. Одна сторона в этих взаимоотношениях, обладая многообразными потребностями, желает получить определенные блага, а другая сторона, оказывая конкретные услуги, предоставляет им возможность обладать такими благами. Цель этих отношений – не создание материальных ценностей, а удовлетворение человеческих потребностей (хотя нередко это происходит с помощью таких ценностей).
Сервисная деятельность генерируется (т.е. производится, реализуется) специализированными структурами обслуживания, которые выступают ее субъектами. Эти субъекты, оценивая масштабы и содержание общественных потребностей, стремятся удовлетворить их, предлагая всем желающим свои услуги.
В качестве субъектов выступают конrрентные предприниматели либо коллективы сервисных организаций, в номенклатуре которых выделяют:
- фирмы, в том числе специализированные – например, туристские, гостиничные, лечебные;
- предприятия, в том числе специализированные – транспортные, авиационные, ремонтные, торговые;
- бюро, конторы – юридические, информационно-рекламные, жилищно-эксплуатационные;
- учреждения (правоохранительные, учреждения культуры и др.) – отделения милиции, кинотеатры, театры, музеи, библиотеки;
- организации – прокатные, банковские, складские, страховые, охранные, в сфере искусства и др.
Сервисная деятельность как экономическое явление обладает определенными специфическими характеристиками, которые делают услуги и сервисную деятельность в целом особым видом экономической активности, требующей от производителей мастерства, жизненного опыта, предприимчивости, умения ладить с людьми.
Субъекты сервисной деятельности, взаимодействуя и дополняя активность друг друга, создают сервисные продукты. Сервисный продукт - явление более сложное и емкое, нежели конкретная услуга. Данный продукт складывается из действия таких важных компонентов, как:
- труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к генерации данной разновидности услуг (работников конкретного сервисного предприятия и смежных предприятий);
- функционирование вспомогательных механизмов, технического оборудования, задействованных в создании продукта;
- используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары.
Сервисная деятельность реализуется в рамках функционирования сферы сервиса.
В советский период вся хозяйственно-экономическая практика разделялась на производственную и непроизводственную сферы. В рамках последней выделялась сфера услуг (или сфера обслуживания).
В экономическом словаре-справочнике 1988 года под сферой обслуживания советской экономики понималась единая отрасль с фиксированными границами, которая контролировалась государством и включала в себя государственные предприятия и организации, занятые оказанием населению определенных услуг.
Данная сфера во многом действовала на принципах общественного перераспределения благ (т.е. многие услуги были для потребителей бесплатными), хотя широко использовалась практика частичной оплаты услуг.
В современной практике сфера обслуживания (или «сфера сервиса») выступает масштабной областью экономики и социальных взаимодействий, где контактируют граждане и коллективы, желающие удовлетворить свои многообразные запросы, и организаторы сервиса, направляющие свой труд на удовлетворение этих запросов.
В таком широком понимании сфера обслуживания рассматривается уже не как единая отрасль, а как масштабный сектор экономики, обладающий разветвленной или сложной структурой с подвижными границами. С точки зрения наличия коммерческих и некоммерческих начал данный сектор продолжает развиваться на смешанной основе, но с явной переакцентовкой этих начал в сторону усиления рыночных принципов и активизации бизнеса.
|
|
Важной теоретической и практической проблемой анализа сервисной деятельности является вопрос о структурировании сферы обслуживания, а также о классификации услуг и сервисной деятельности.
Классификация услуг означает их разделение по определенным классам, группам, категориям, а также определение функциональных сдвигов в процессе динамики сферы обслуживания.
В 90-х годах 20 в. существовало различение личных и специфических услуг. Под личными понимались услуги, удовлетворяющие потребности каждого отдельного человека, а под специфическими — те услуги, которые, обеспечивали удовлетворение коллективных или общественных потребностей (рис. 1).
Рис. 1. Состав сферы обслуживания в трактовках 80-х годов
Также приводилась еще одна классификация, которая подразделяла сферу обслуживания на три части: услуги платные, услуги льготные, услуги бесплатные (рис. 2).
В последующих исследованиях дается характеристика структуры общественного производства с включением уже двух видов услуг — материальных и нематериальных (рис. 3).
С 1987 года статистика страны стала переходить на международную систему национальных счетов. Неизбежными стали изменения в подходах к классификации услуг. Главное состоит в том, что структура сферы обслуживания рассматривается теперь с рыночных позиций. Услуги разграничиваются на 3 вида: рыночные, нерыночные и косвенно измеряемые услуги финансового посредничества (рис. 4).
В различных ракурсах дифференцируется сфера обслуживания в зарубежной экономической литературе.
Довольно оригинальную трактовку данной сферы предложил Ловелок. Главное в его классификации — на кого (на что) направлены услуги и являются они осязаемыми или нет (табл. 1).
|
|
|
|
|
Рис. 2. Деление сферы обслуживания по степени возмещения
Рис. 3. Структура общественного производства
Рис. 4. Структура производства услуг в рыночной экономике
Таблица 1
Разграничение услуг по степени осязаемости
Основные классы услуг | Сферы услуг |
1. Осязаемые действия, направленные на тело человека | Здравоохранение, пассажирский транспорт, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны и кафе |
2. Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты | Грузовой транспорт, ремонт и содержание оборудования, охрана, поддержание чистоты и порядка, прачечные, химчистки, ветеринарные услуги |
3. Неосязаемые действия, направленные на сознание человека | Образование, радио-, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи |
4. Неосязаемые действия с неосязаемыми активами | Банки, юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами |
Задача выработки единых критериев и схем классификации услуг пока остается нерешенной проблемой в мире. Чаще всего работа по классификации осуществляется в тех или иных странах на основе сложившихся традиций сбора государственной статистики или решения задач, встающих в конкретной ситуации перед обществом.
Так, модель классификации услуг, принятая на Североамериканском континенте исходит из содержательно-функциональных критериев и включает в себя следующие крупные области сервисной деятельности:
- транспорт железнодорожный, авиационный, грузовой, автотранспорт и пр.);
- коммуникации (телефон, телеграф, радио и т.п.);
- общественно полезные услуги (электро-, водо- и газоснабжение);
- массовая деятельность (оптовая и розничная торговля);
- финансирование, страхование, в том числе работа с недвижимостью;
- непосредственно сервис (отели, услуги, имеющие личный характер, ремонт автомобилей, развлечения, отдых и др.);
- прочие виды сервиса.
Подобная схема классификации услуг действует и в российской практике хозяйствования, где на ее основе разработан общероссийский классификатор услуг населению (Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002 -93. Издание официальное. М.: Изд-во стандартов, 1994), а также представлены показатели государственной статистики. В этом случае к сфере обслуживания относят следующие области сервисной деятельности:
- торговлю (оптовую и розничную);
- услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, структуры общественного питания);
- транспорт;
- связь и информационное обслуживание;
- услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;
- кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью;
- образование, культура и искусство;
- наука и научное обслуживание;
- здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;
- услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (ремонт жилья, производственно - бытовые и коммунальные услуги);
- услуги личного характера (непроизводственные, бытовые и др.);
- услуги государственного управления;
- другие услуги.
В разных странах действуют аналогичные, но выработанные на собственной практике сервиса группировки услуг, которые по-разному конкретизируются и дополняются.
Таким образом, функционально-структурный анализ позволяет утверждать, что сфера обслуживания является широкой и все прогрессирующей областью общественно необходимого труда, опосредованной целями и задачами формирования развитой инфраструктуры в условиях рыночных отношений.