Власть, предприниматели и рабочие в 1860 – 1870-х г.г.
60 – 70-е годы XIX века – начало больших перемен в стране. Это было время интенсивного старта в попытках решения «рабочего вопроса». Падение крепостничества явилось одним из величайших событий в истории России XIX века. Одним из важнейших ее итогов было образование свободного рынка наемного труда людей, лишенных средств производства и живущих исключительно продажей своей рабочей силы.
Рабочие подразделялись на следующие группы:
1. Рабочие крупных капиталистических предприятий, в том числе:
· фабрично-заводские;
· горно-заводские и горные;
· транспортные (железнодорожники и судорабочие пароходств).
2. Строительные рабочие.
3. Рабочие мелкой, кустарно-ремесленной промышленности (городской и сельской).
4. Чернорабочие, поденщики, грузчики, возчики, землекопы, лесные рабочие и пр.
5. Сельскохозяйственные рабочие.
К концу 1850-х годов в правительственных кругах среди наиболее либеральных их представителей зрело понимание того, что с освобождением крестьян уже нельзя сохранять прежние закону о рабочих, что необходимость разработки фабрично-заводского законодательства очевидна. В 1859 году в Петербурге был подготовлен «проект правил для фабрик и заводов в С.-Петербурге и уезде», регламентирующий условия труда рабочих и ответственность предпринимателей. Проектируемые правила высоко оценивались российскими чиновниками. Они считали возможным распространить их действие на всю империю. Проект был разослан для ознакомления губернской администрации и предпринимателям.
|
|
Но положение рабочих оставалось бесправным и характеризовалось жестокими формами труда:
1. Зачастую на фабричным предприятиях действовали правила внутреннего распорядка, составленные самим предпринимателями.
2. Штрафы, взимаемые с рабочих по самым разнообразным поводам и без повода, поступали в полное распоряжение предпринимателя. Иногда они доходили до половины заработка.
3. Фабриканты считали себя в праве, вопреки закону, уменьшать заработную плату в любое время и по своему усмотрению.
4. Рабочие страдали от крайней неопределенности сроков выплаты заработной платы.
Конец 1860 – начало 1870-х годов ознаменовались нарастанием недовольства рабочих и усилением рабочего движения. Особенно обостряются отношения между рабочими и предпринимателями в текстильной, прежде всего хлопчатобумажной, промышленности – ведущей отрасли в стране. Таким образом начало 70-х годов XIX века характеризуется обилием стачек рабочих (Невская бумагопрядильня в Петербурге, Кренгольмская мануфактура и др.).
Таким образом, правительство поручило комиссии во главе с Валуевым разработать законопроект о труде наемных рабочих. Но многолетняя деятельность комиссии закончилась также безрезультатно. В обстановке все более нарастающего социального напряжения, роста стачечного движения в стране царским указом от 4 февраля 1880 г. госсовету было предписано рассмотреть вопрос о целесообразности утверждения законопроекта. Одновременно подчеркивалась предпочтительность издания отдельных правил о найме. Исходя из сложившейся ситуации, Госсовет признал принятие подготовленных законов несвоевременным.
|
|
1890-е годы: эра Витте
1890-е годы были периодом невиданного ранее подъема российской индустрии. По объему промышленного производства Россия приблизилась к Франции, а по темпам его роста – к Германии и США. 1890-е годы стали временем яркой реформаторской деятельности Сергея Юльевича Витте, возглавившего министерство финансов.
К 1893 г. Витте и его сотрудниками было разработана программа развития промышленности и торговли.
Он стремился решить сложную двуединую задачу:
1. Обеспечить стабильные возможности для развития промышленности путем предупреждения конфликтов между рабочими и предпринимателями, возникавшие на экономической почве, а также равные условия конкуренции для промышленников.
2. Предупредить возникновение классовых столкновений политического характера.
Так, например, учтя интересы как рабочих, так и фабрикантов, Витте настоял на введении 11,5 часовом рабочем дне (Закон от 2 июня 1897 г.), в марте 1894 г. Витте провел закон о реорганизации фабричной инспекции, по которому на нее возлагалась обязанность осуществлять технический надзор на предприятиях и др..
Таким образом, историки отмечают значительное влияние Витте на политику страны в целом, активное содействие развитию русского капитализма и попытку сочетать этот процесс с укреплением российской монархии. По его инициативе были осуществлены крупные экономические мероприятия: введена винная монополия (1894 г.), сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство, осуществлена денежная реформа (1897 г.), по которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото и многие другие.