Об образовании характера как цели воспитания
Приветствую вас, други мои, со вступлением в сей высший рассадник духовного просвещения. Невидимая рука Промысла собрала вас из различных и отдаленных мест в одно место, сплотила в одно дружеское общество, сочетав во едино различные желания и намерения ваши. И вот теперь мы все предстоим лицу Божию для испрошения Его благодатной помощи на одно общее всем нам дело. Хочется думать, что желания и намерения ваши, которыми вы побуждались к поступлению сюда, вполне достойны вас, как воспитанников избраннейших, которых Господь наделил дарами природы паче многих из сверстников ваших и привел во святилище просвещения духовного. Хотелось бы думать, что не мысль о лучшем положении в свете, обществе, чего можно бы достигнуть по окончании здесь образования, руководила вами при поступлении сюда. Ибо мы не можем поручиться, чтобы предпринимаемый вами путь привел вас к этой цели, и наперед отказываемся быть вашими руководителями и помощниками в достижении ее. Хотелось бы думать затем, что влекла вас сюда не мысль о сокровищах и богатствах, на приобретение которых вы употребите со временем приобретенные здесь познания. Нет; сильно хочется думать, что вы чужды этих и подобных недостойных соображений, а одушевлены тою высокою и святою целью, которая составляет назначение этого высшего духовно-учебного заведения. Академии наши, говоря словами одного почившего архипастыря, это — цвет на древе Церкви, в котором организуются и зреют семена для продолжения жизни Церкви через образование и воспитание просвещенных служителей Слова Божия и Церкви, просвещенных служителей православной богословской науки и учительства в духе православия. Таково, возлюбленные, звание и назначение ваше. Вы призываетесь быть провозвестниками Божественной истины на земле, преемниками пророков и апостолов, во всяком случае, примете ли вы на себя священный сан, или не примете. Несомненно, чтобы быть достойным сего высокого и святого служения, должно надлежащим образом приготовиться. Годы вашего пребывания здесь, стоя на рубеже школьного возраста и начала самостоятельной деятельности, и должны быть употреблены на такую подготовку к предстоящей вам святой деятельности. Ближайшим и более очевидным средством к тому является приобретение соответствующих познаний посредством учения. Но достаточна ли только такая подготовка? Одни приобретения познания могут ли сделать вас совершенно способными к прохождению того великого служения, к которому призывает вас Св. Церковь? О, далеко нет. Отдавая долг уважения знанию и учености и памятуя идеал учебный и ученый, мы не должны отстранять очей своих от идеала нравственного и церковного. Мы не должны забывать, что высокое духовное просвещение без соответствующего нравственного совершенства, без стремления к нему, даже без внимания к нему, хуже — пустее меди звенящей и кимвала звяцающего. «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном». А между тем мы больше заботимся о научении, чем об осуществлении познанного на деле; обращаем преимущественное внимание на учебную, а не на воспитательную сторону, которая имеет для воспитанника большее значение, чем приобретенные познания. Последние, в крайнем случае, при несовершенстве их, могут быть так или иначе впоследствии пополняемы. Но самый строй воспитательной учебной жизни учащегося, характер его занятий, его личное отношение к своим занятиям и к обязанностям — все это оставляет глубокие следы и направляет в ту или иную сторону всю последующую деятельность человека на избранном им поприще. Вот почему в период образования нужно особенно заботиться о воспитании и развитии в себе той дисциплины ума и воли, тех нравственных устоев, той нравственной силы, которая именуется характером и состоит в строгом и всецелом подчинении закону Господню и в сознании чувства долга и любви к исполнению возлагаемых на человека таких или иных обязанностей. Это духовное возрастание от силы в силу совершается медленно и требует особенного труда и внимания, и тогда только, при содействии воздействующей благодати Божией, возрастающий постепенно будет достигать мужа совершенна, уготованного на дела благая. К прискорбию. это — путь немногих, ибо большинство не любят трудиться над собою, молиться и выжидать известного периода времени, потребного для созревания. Вместо этого они стремятся преждевременно проявить себя, показать в себе что-нибудь или сказать что-нибудь особенное. И действительно проявляют себя: еще не научившись слушаться, хотят уже предписывать; не выросши в силу, принимаются действовать и распоряжаться; не выработав и не укрепив мысли в себе, говорят и проповедуют о каких-то «попранных правах». Все стремятся говорить и обличать: кажется, никогда не слышалось столько речей — и не было так мало истинного дела, от которого сами говоруны бегают и других насильно отвлекают от дела, или если и делают дело. то с небрежением, не переставая мечтать и вести праздные речи о том. что нельзя ничего делать, покуда все не переменится. Зиждителен ли такой путь? Не путь ли гибельный, ложный, растлевающий и обессиливающий душу с равней юности? В основе такого проявления лежит тот «ин закон, противувоюющ закону ума» нашего, о котором говорит апостол Павел (Рим. VII, 23.). Это — путь своеволия, представляющийся таким приятным и вожделенным, и желание быть самовластным, что так сильно соблазняет преимущественно юность. Почитая себя настолько благоразумными, чтобы и без внешних предостережений остеречь себя от всякой опасности, настолько мудрыми, сведущими и предусмотрительными, чтобы и без постороннего руководства провести жизнь счастливо и благополучно, мы свергаем с себя благое иго правил, законов и постановлений, которыми ограждают жизнь нашу Св. Церковь, школа и общество, считая их нужными только для людей, скудных познаниями, с неразвитыми силами духа, с слабою волею, с излишне боязливою совестью. На что ж и свобода дана, извиняем мы себя, если мы не властны располагать собою? На что ж и разум, если всегда нам должно быть под руководством и опекою? На что и сама жизнь, если проводить ее в исполнении скучных обязанностей, в тяжких трудах и заботах? Как соблазнителен, други мои, подобный широкий путь! Но это — путь порока, гладкий и приятный в начале, тернистый и тяжкий впоследствии. Эта обаятельная прелесть своеволия скоро перерождается в страсть, которая легко и незаметно овладевает всем человеком и делает его совершенным рабом и пленником своим. Ибо можно ли сделаться господином самому себе, не научившись повиновению, управляться своею волею, не подчинив ее разумным и твердым правилам жизни, стать самовластным распорядителем всего, не обуздавши своих похотей, не подчинив воли своей Закону Божию. Да сохранит вас Господь от этого искушения!
|
|
|
|
|
|
Отсюда же видно, каким путем должно идти истинное воспитание. Если своеволие и желание быть самовластным над собою ведут к подобным нежелательным явлениям, то целью воспитания должно быть своевременное обуздание, ограничение, дисциплинирование воли, как условий выработки и образования силы духовной, именуемой характером.
Для характера требуется глубокое сильное чувство и умение управлять им, т.е. сила воли и сила самоограничения. Сильное чувство — одно не составляет еще характера и не означает сильной воли. Воля вырабатывается лишь самоограничением. Не тот сильный человек, кто дает волю своему чувству, кто хочет делать по своему желанию, а тот, кто подчиняет себе свое чувство, свои страсти. Посему, кто не научился повиноваться, тот никогда не научится повелевать; повиноваться же — значит ограничивать себя. Средством и условием образования и развития характера является, таким образом, послушание, смирение, — та добродетель, над которою ныне часто легкомысленно глумятся, которую считают только унизительною слабостью духа и стараются не поддаваться ей. А между тем без этой основной добродетели христианской невозможно никакое нравственное усовершенствование, невозможна и сама вера. Ибо смирение есть не что иное, как простота мысли. Кто же просто думает о себе, тот чувствует свою слабость и потому именно способен совершенствоваться, возрастать в силу познания веры, истины и любви; в простоте мысли зреет мудрость и созидается характер человека. Образование такого характера и должно быть целью истинного воспитания плодотворного по своим последствиям. Можно быть добрым, умным, ученым, по все это мало пользует, если нет характера. Недостаток людей с характером, с определенным направлением, — людей, которые знают чего хотят, верны себе и идут к цели своей в жизни неуклонно, — служит причиною тех неурядиц, которые отражаются так гибельно на всех сторонах жизни. Кто образует и воспитает в себе характер и с ним выйдет на како бы то ни было служение, — служение того во благо будет Церкви и народу. Одновременно с попечением о надлежащем развитии нравственной стороны своего существа вы во время вашего пребывания здесь должны позаботиться и о приобретении надлежащих познаний, необходимых для последующей вашей деятельности. Но и тут мы должны предостеречь вас от того врага, который может препятствовать приобретению вами истинного знания. Враг этот — самомнение. Как характера нельзя приобресть без смирения и послушания, так при самомнении нельзя приобресть и истинное знание. А между тем самомнение, как и своеволие, является по преимуществу грехом юности. Одержимый таким пороком, при самом скудном запасе знаний, считает себя многосведущим, не признает для себя никаких тайн в мироздании и во всем существующем, ко всем самым глубоким вопросам человеческой жизни и бытия относится с решительною самоуверенностью, не признает ни в какой области никаких авторитетов, выставляя все как собственное убеждение- Но действительно ли это убеждение, плод убежденной мысли, а не какая-нибудь новая мысль, новое суждение, новый взгляд, вычитанный из первой попавшейся книги, прельстивший нас своею оригинальностью? Из чувства самолюбия и тщеславия нам приятно сразу усвоить его, выступить судьею жизни и людей, быть не якоже прочий человецы; и вот носимся мы с этим последним словом науки, выступаем с ним, как говорится, на житейский рынок, выставляя его как «мое собственное убеждение». О, далеко не так дешево достаются человеку убеждения: они — плод целой жизни, плод мысли, послушной гласу истины! Притом же истинное знание, т.е. то знание, которое не отрешает человека от жизни, от конечных целей ее и ставится в виду Бога и вечности, не надмевает, а смиряет. Ключ к истинному знанию заключается в словах Спасителя: «Всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего» (Ин.18,37). «Аще кто хощет волю Его творити, разумеет о учении, кое от Бога есть, или Аз от Себе глаголю» (Ин.7,17). Итак, начало истинного знания, просвещающего человека, состоит в послушании закону Господню, в стремлении к осуществлению его в себе и в жизни, в правде. Вот, други мои, что нашел я нужным сказать вам теперь, в этот важный момент жизни вашей. Одушевитесь же святостью вашего звания и высотою предстоящего вам назначения. Будьте тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе. Работайте над своим умом, чтобы просветить его светом истинного познания, познанием истинного Бога и святой воли Его; работайте над своею волею, чтобы укрепить ее в добре и в послушании Закону; работайте над своим сердцем, чтобы очистить его от страстей и похотей, дабы оно могло сделаться достойною жертвою Богу. Притом работайте духом горяще: имейте горячность духа, пламенную ревность, живое, кипящее усердие служить Богу и творить волю Его. И тогда вы изыдете отсюда на дело свое во всеоружии духовном. Знайте, что жатва многа-многа, а жателей, истинных делателей на ниве Божией, мало-мало. Употребите же время вашего пребывания здесь с пользою для себя. Здесь все к вашим услугам: тут прославленные мужи науки, с отечески братскою любовью готовые пойти навстречу вашим добрым порывам и стремлениям, поруководить вами в научных изысканиях; здесь богатейшие книжные сокровища в вашем распоряжении. Воспользуйтесь этим всем к своему благу; теперь такое время, которое не повторится во всю жизнь. Теперь весна ваших лет, время сеяния, плодами которого будете пользоваться впоследствии. Дорожите этим золотым временем; придет хладная осень, силы истощатся, деятельность ума ослабеет, сердце станет жестче, тогда не взойдут и хорошие семена. Напрасно тогда сетовать будете об утраченном времени воспитания: оно никогда не возвратится.
|
|
Возрастайте же в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа (1 Петр, III,18).