Раздел 9. Глоссарий (основные категории и понятия экономической теории)

1. Основные микроэкономические категории

Австрийская школа - группа экономистов Венского университета (К. Менгер. Ф. Визср. Е. Бём-Баверк). осуществившая в конце XIX в. «субъективистскую революцию» в политической экономии. Выступив против классической теории стоимости, которая делала упор на производство и предложение, представители австрийской школы утверждали, что ценность блага определяется не стоимостью его производства, а полезностью (К. Менгер). Они ввели в экономическую теорию понятие альтернативных затрат (Ф. Визер) и создали свою теорию процента и капитала (К. Бём-Баверк).

Акции - бессрочная ценная бумага, закрепляющая за совладельцем право на получение дивиденда (дохода) и как минимум формальное право па участие в управлении компанией. Различают акции именные и на предъявителя, обычные и привилегированные.

Альтернативная стоимость выбора - потенциальный доход, при лучшем (из всех прочих) способе использования ресурсов от которого отказываются.

Альтернативные издержки - издержки упущенных возможностей: ценность, которую можно было бы получить в результате альтернативного действия, от которого пришлось отказаться.

Анализ частичного равновесия - определяет равновесные цену и количество товара па одном рынке, игнорирует воздействие изменения этих величин па данном рынке на цены и товарные объемы на других рынках.

Антимонопольное законодательство - законы, запре­щающие деятельность и укрепление монополий.

Банк - экономический институт, занимающийся привлечение и размещением денежных средств.

Банковский процент (ссудный процент) - цена кредита, используемая в качестве стимула коммерческой деятельности.

Бартер - обмен товарами без посредства денег.

Барьеры (входные барьеры) - факторы, препятствующие проникновению в отрасль фирм - новичков. Причинами барьеров являются абсолютное преимущество в издержках, эффект масштаба, большой стартовый капитал, дифференциация продукции.

Валюта: 1) денежная единица страны, один из элементов ее денежной системы; 2) денежные знаки иностранных государств и выраженные в них кредитные и платежные средства; 3) национальные деньги, используемые особым способом в международном платежном обороте.

Вексель - особый вид письменного долгового обязательства, дающий его владельцу право требовать по истечении определенного срока уплаты обозначенной в нем суммы.

Веблена эффект - явление, при котором в результате падения цен некоторые потребители считают, что это произошло из-за ухудшения качества, и сокращают потребление товара.

Венчурный капитал - деньги, которые могут быть использованы для капиталовложений, сопряженных с высокой степенью риска.

Внебиржевой оборот ценных бумаг - покупка и продажа ценных бумаг вне фондовых бирж.

Внешние эффекты (экстерналии) издержки или выгоды от производственных операций, не учтенные в ценах.

Война цен - последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке с целью завоевания рынка.

Выигрыш потребителя, потребительский выигрыш - разница между максимальной ценой, которую готов заплатить потребитель за дополнительную единицу товара, и его рыночной ценой: суммарный выигрыш потребителя по отношению к определенному количеству товара составляет разность между максимальной суммой денег, которую готов отдать потребитель за это количество, и действительными расходами па него, соответствующими текущей рыночной цене на товар.

Выигрыш производители разность между рыночной ценой единицы продукции и минимальной ценой, необходимой для того, чтобы получить дополнительную единицу товара (при минимальной заинтересованности в ее производстве).

Грешэма закон - закон, сформулированный английским финансистом и государственным деятелем Т. Грешэмом в XVI в. гласящий, что «плохие деньги вытесняют хорошие». По этому закону там, где одновременно обращаются два платежных средства, деньги с более высокой ценностью будут изыматься из оборота и сберегаться в качестве сокровищ. Данный закон применим только к тем странам, в основе внутренней денежной системы которых лежат металлические деньги (золою и серебро).

Двусторонняя монополии - рыночная структура, при которой торговлю на рынке ведут только один покупатель и один продавец: возможность диктовать цену имеют и тот, и другой.

Демпинговое ценообразование - практика продажи продукции по цене, намеренно установленной на уровне, достаточно низком для того, чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Дефицит - разность между требующимся (имеющим спрос) и предлагаемым на рынке количеством товара, когда требуемый объем товара при данной цене превышает предлагаемый.

Дифференциация продукта существует в тех отрас­лях, где продукция каждого производителя отличается качественными характеристиками от аналогичной продукции конкурентов.

Долгосрочная кривая рыночного предложения показывает соотношение между ценой и количеством предлагаемого товара для точек, в которых отрасль находится в равновесии.

Долгосрочный период - настолько длительный период, что у производителей есть достаточно времени для изменения всех факторов производства, используемых для изготовления продукта.

Дуополия - рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от вступления на рынок других продавцов, являются единственными, кто предлагает на рынке стандартизированный товар, не имеющий близких заменителей.

Естественная монополия - фирма, которая в состоянии удовлетворять весь рыночный спрос на продукт с меньшими, чем при производстве такого же количества продукции большим числом фирм, издержками.

Естественная олигополия - имеет место, когда небольшое число фирм могут поставлять на рынок весь необходимый объем продукции, имея в долгосрочном плане средние издержки более низкие, чем их имело бы большее количество фирм-поставщиков.

Закон предложения - состоит в том, что чем выше при прочих равных условиях цена на товар, тем больше стремление продавцов товара предлагать его на рынке.

Закон спроса - констатирует, что отношение между ценой и количеством товара, который потребители хотят и могут приобрести, таково, что чем меньше цена товара, тем выше на него спрос.

Закон убывающей предельной производительности - утверждает, что при большем объеме используемого переменного производственного ресурса при неизменных других ресурсах и технологии предельный продукт этого ресурса будет, вероятнее всего, уменьшаться.

Заработная плата номинальная - денежная сумма, выплаченная работнику.

Заработная плата повременная - система заработной платы, при которой плата за труд устанавливается в зависимости от часовой ставки и производительности труда рабочего.

Заработная плата реальная - то количество товаров, которое работник может приобрести на денежную сумму выплаченной ему заработной платы при данном уровне цен на товары.

Заработная плата сдельная - система заработной платы, при которой плата за труд устанавливается в зависимости от ставки за одно изделие и производительности труда рабочего.

Избыточное предложение - разность между количеством товара, предлагаемым на рынке, и его объемом, пользующимся спросом, когда предлагаемый товарный объем при данной цене превышает требуемый.

Издержки - денежное выражение используемых производственных ресурсов, с помощью которых осуществляются производство и реализация продукции.

Издержки бухгалтерские - фактические расходы факторов производства для изготовления определенного количества продукции по ценам их приобретения.

Издержки валовые - сумма постоянных и переменных затрат.

Издержки долгосрочные - минимальные издержки производства товара, когда все факторы производства переменны.

Издержки неявные - стоимость ресурсов, используемых в производстве, не являющихся покупными или арендованными.

Издержки переменные - те издержки, общая величина которых в данный период находится в непосредственной зависимости от объема производства и реализации. Полностью включаются в стоимость продукции данного производственного цикла.

Издержки постоянные - такие издержки, сумма которых в данный период не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации.

Издержки производства предприятия - денежные затраты предприятия на потребленные в производстве средства производства и выплату заработной платы.

Издержки средние - совокупные издержки в расчете на единицу выпуска продукции.

Издержки трансакционные - издержки заключения торговых сделок.

Издержки экономические - альтернативная стоимость любого ресурса, выбранного для производства товара, равная его стоимости при наилучшем из всех возможных вариантов использования.

Издержки явные - альтернативные издержки, которые принимают форму непосредственных денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных товаров.

Износ моральный - устаревание средств производства под воздействием НТП.

Износ физический - утрата средствами труда физических свойств вследствие их эксплуатации или атмосферного воздействия.

Изокванта - кривая, отражающая все сочетания ресурсов, которые могут быть использованы для выпуска данного объема продукции.

Изокоста - кривая, отражающая все сочетания трудового и капитального факторов производства, имеющих одинаковую стоимость.

Индекс курса акции - показатель изменения средних цеп на акции некоторых компаний на фондовой бирже, используемый в качестве показателя общего изменения курса акций. В США таким индексом служит индекс Доу-Джонса, в Великобритании - индекс всех акций газеты «Файнэншл таймс», отражающий ежедневные изменения средних цен акций всех компаний, внесенных в списки на Лондонской фондовой бирже, в Японии - индекс Никкей.

Индекс Лернера - показатель монопольной власти.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана показатель концен­трации на отраслевом рынке или распределения экономической власти между участниками рынка.

Инфраструктура - структурные элементы экономики, облегчающие движение товаров и услуг от продавца к покупателю.

Капитал - денежные суммы, используемые с целью организации производства товаров и услуг. Под капиталом также понимаются деньги, используемые для оплаты деловых операций. Капитал - всякая сумма денег, приносящая предпринимательский доход.

Капитал фиктивный - бумажный символ (в виде ценной бумаги) реального капитала.

Карта (кривых) безразличия - метод описания пред­почтений потребителя с помощью совокупности его кривых безразличия.

Карта изоквант - совокупность изоквант. указывающих максимально достижимые объемы выпуска продукции, обеспечиваемые любой данной комбинацией применяемых ресурсов.

Картель - форма монополии, при которой ее участники, сохраняя производственную самостоятельность, договариваются между собой о ценах, разделе рынка, обмене патентами с целью получения монопольной прибыли.

Классическая школа - рассматривает экономику как саморегулирующуюся систему, равновесие в которой достигается за счет свободного изменения относительных цен, а объем производства определяется естественными факторами и не зависит от денежной политики.

Коллективные договоры - заключаются профсоюзом с работодателями: профсоюз выступает как представитель своих членов.

Коллективный выбор - экономические решения, принимаемые через избранные политические органы.

Конкурентная фирма - предлагает товар на рынке с совершенной конкуренцией.

Конкурентное равновесие в долгосрочном периоде - объем выпуска и рыночная цена, которые позволяют фирмам в отрасли получать нулевую экономическую прибыль.

Конкуренция - экономическое соревнование за достижение лучших результатов в какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа.

Конкуренция монополистическая - имеет место, когда продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов.

Конкуренция недобросовестная - использование нерыночных форм конкурентной борьбы: рекламы недоброкачественных товаров, распространения ложных сведений о конкурентах, незаконного использования товарного знака и т.п.

Конкуренция несовершенная - характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи.

Конкуренция неценовая - ведется с помощью методов, отличных от изменения продажных цен на продукцию, конкурирующими фирмами.

Конкуренция совершенная - характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

Консорциум - временное добровольное соглашение между несколькими фирмами, банками, компаниями для совместного осуществления какого-либо проекта, финансирования крупного мероприятия при строительстве дорогостоящего объекта и т. п.

Концепция гибкого рынка труда постулирует необходимость дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочный контракт, надомничество).

Концерн - наиболее распространенная форма корпорации в области промышленности, отличительной особенностью которой является многоотраслевой характер деятельности. Особенности концерна: сочетание жесткого централизованного управления в сфере капиталовложений с широкой хозяйственной самостоятельностью предприятий, отделений и филиалов, а также с децентрализацией управления.

Корпорация - акционерная компания, созданная для производственной или коммерческой деятельности и имеющая капитал, разделенный на акции, которыми владеют ее члены.

Краткосрочный период - отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить общие размеры основного капитала: сооружений, количество машин и оборудования, используемых в производстве.

Кривая безразличия - кривая, представляющая собой геометрическое место точек сочетаний двух благ, которые безразличны для индивида.

Кривая потребительских возможностей показывает, как изменяется полезность блага для потребителей при всех возможных эффективных вариантах распределения ресурсов и продукции.

Кривая предложения - график, отражающий соотношение между ценой и предлагаемым количеством товара в единицу времени.

Кривая предложения труда с обратным наклоном или загибающаяся назад имеет место, когда эффект замещения при изменениях заработной платы превышает эффект изменения дохода не только при относительно невысоком уровне заработной платы.

Кривая производственных возможностей показывает максимальное количество любого товара, которое может быть произведено в некоторой экономической системе при данном объеме производства всех других товаров, данном количестве ресурсов и данной технологии.

Кривая рыночного спроса строится из кривых индивидуального спроса на определенный товар путем суммирования объемов товара, на которые потребители предъявляют спрос при различных возможных ценах.

Кривая спроса отражает обратное соотношение между ценой (Г) и количеством товара (Q), которое покупатели хотят и могут приобрести в соответствии с законом спроса.

Кривая спроса на производственные ресурсы - кривая, показывающая, как изменяется объем требуемых производственных ресурсов с изменением цены на них при постоянстве всех прочих факторов спроса на эти ресурсы.

Кривая Энгеля показывает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством товара X: при этом доход откладывается на вертикальной оси, а количество товара, приобретаемого за определенный период - на горизонтальной оси.

Ликвидность - мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги, чтобы использовать его как средство платежа. Маличные деньги и их прямые эквиваленты имеют 100%-ю ликвидность.

Личный фактор производства - производительная сила совместного труда, определенная кооперация отдельных рабочих сил, т.е. совокупная рабочая сила в определенной общественно комбинированной форме.

Меновая стоимость - свойство товара, выражающее определенное количественное соотношение его обмена на другой товар.

Микроэкономика - наука об отдельных звеньях экономики, уделяющая основное внимание рыночным процессам.

Монополист - продавец, который контролирует значительную часть предложения какого-либо товара.

Монополия - исключительное право на продажу какого-либо продукта или осуществление определенного вида деятельности.

Монопольная власть - способность воздействовать на цену товара и диктовать условия на рынке, что обеспечивается концентрацией производства и реализацией значительной части данного вида продукции.

Монопсония - тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара.

Натуральное хозяйство - элементарная форма организации экономики; состоит из разрозненных хозяйств, каждое из которых опирается на собственные ресурсы производства и обеспечивает себя всем необходимым для жизни.

Научно-техническая революция (НТР) - относительно быстрые революционные изменения в технике, приводящие к смене технологического способа производства.

Научно-технический прогресс (НТП) - процесс сознательного создания людьми инноваций, начинающийся от зарождения идей и кончающийся их коммерческой реализацией.

Национализация - передача в государственную собственность контроля отрасли или предприятия, которые раньше находились в частной собственности.

Неоклассическая экономическая теория - направление экономической мысли, основывающее своё учение на доктринах маржинализма. Его основателями являются А. Маршалл, Дж. Кларк, И. Фишер, К. Виксель, В. Парето. Неоклассики сконцентрировали свои усилия на изучении закономерностей, которые обусловливают оптимальное размещение редких ресурсов среди конкурирующих целей. Основными законами неоклассической теории являются закон убывающей предельной полезности и метод равновесного анализа.

Несовершенная конкуренция происходит, когда два или более продавца, каждый из которых имеет определенную степень контроля над ценой, конкурируют за продажи на рынке.

Нормальные товары - товары, потребляемые с ростом дохода потребителей в большем количестве.

Облигация - вид ценной бумаги на предъявителя, представляющий долговое обязательство заемщика, которое гарантирует кредитору возврат через обусловленное в облигации время нарицательной стоимости облигации и регулярное (один или два раза в год) получение дохода в виде процента по твердой или меняющейся ставке.

Общественные блага - товары и услуги, предоставляемые государством населению страны (здравоохранение, образование, охрана общественного порядка и т.п.).

Ограниченность - несоответствие между желанием иметь определенное количество товаров и услуг и средствами для удовлетворения этого желания.

Ожидания - оценки хозяйственных субъектов будущей хозяйственной конъюнктуры.

Олигополия - рынок, на котором господствующее положение занимают несколько крупных фирм.

Олигопсония - тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара.

Оптимальное распределение ресурсов по Парето имеет место, когда невозможно улучшить благосостояние одних, не нанося ущерба благосостоянию других.

Отрасль - группа конкурирующих фирм, продающих на рынке определенный товар.

Отрицательный внешний эффект стоимость использования ресурсов, не отраженная в цене продукта; отрицательные внешние эффекты могут возникать как в производстве, так и в потреблении товаров, обмениваемых на рынках.

Патент - монополия на использование нового товара или идеи в течение определенного количества лет.

Планирование - определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения.

Полезность - термин, используемый экономистами для характеристики степени удовлетворения потребителей, которое они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Полезность предельная - дополнительная полезность, полученная от дополнительной единицы любого блага.

Положительный внешний эффект - приносящий пользу внешний эффект или создающий экономию внешними эффектами. Характерен тем, что увеличивает производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта.

Потребительная стоимость - свойство товара, выра­жающееся в его полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность.

Потребление - расходы населения на покупку товаров текущего и длительного пользования и оплату услуг.

Права собственности - привилегия владения ограниченными ресурсами.

Предельная внешняя полезность - предельный выигрыш, получаемый третьими сторонами, помимо покупателей или продавцов товара.

Предельная индивидуальная полезность - дополнительный выигрыш, получаемый покупателями товара.

Предельная норма замещения товара X товаром Y - количество товара Y, которым потребитель готов пожертвовать, чтобы получить еще одну единицу товара X, оставаясь на данной кривой безразличия.

Предельная норма технологического (технического) замещения товара капиталом - мера количества труда, которую может заменить дополнительная единица капитала без увеличения или уменьшения объема выпуска продукции.

Предельная норма трансформации - количество одного товара, от которого надо отказаться, чтобы получить каждую дополнительную единицу другого товара, оставаясь на той же кривой производственных возможностей.

Предельный доход - изменение дохода в результате продажи дополнительной единицы товара.

Предложение - количество товара, которое продавцы хотят и могут продавать по установленным ценам.

Предпочтения - результаты ранжирования потребителями своих альтернативных возможностей.

Предприниматель - активный субъект рыночной экономики, обладающий всеми необходимыми качествами для создания новых комбинаций ресурсов и факторов производства с целью производства новых товаров и получения прибыли, действующий в условиях неопределенности и риска и несущий ответственность за самостоятельно принимаемые решения.

Предпринимательская фирма - организация, учреж­денная и функционирующая с целью извлечения прибыли ее собственниками посредством предложения на рынке товаров и услуг.

Предпринимательский доход - прибыль за вычетом ссудного процента и платежей в бюджет (налоги и др.).

Предпринимательство - инициативная, творческая, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода. Предпринимательство осуществляется от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Предпринимательство индивидуальное форма предпринимательства, при которой владельцем предприятия является один человек.

Предприятие унитарное - коммерческая организация, не имеющая права собственности на предоставленное владельцем имущество. В форме унитарных предприятий действуют только государственные и муниципальные предприятия.

Препятствия для входа на рынок - ограничения, не позволяющие новым продавцам товара выйти па рынок, монополизированный какой-либо фирмой; необходимы для поддержания монопольного положения последней в долгосрочном плане.

Прибыль - разница между продажной ценой товара и издержками производства.

Прибыль балансовая - разница между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы.

Прибыль бухгалтерская - часть дохода, остающаяся после возмещения стоимости затрат всех факторов производства, кроме капитала (явных издержек).

Прибыль совокупная - доход, получаемый фирмой от производства и реализации товаров.

Прибыль учредительская - доход, получаемый учредителями открытого акционерного общества, составляющий разницу между продажной ценой акций и величиной уставного капитала.

Прибыль экономическая - разница между валовым доходом (валовой выручкой) и экономическими издержками выпуска данного объема продукции.

Присвоение - конкретный общественный способ овладения вещью.

Проблема «зайцев» - возникает, когда потребители занижают оценку стоимости и свою оплату общественного блага в надежде получить выгоду за счет усилий и оплаты его другими потребителями, заплатив цену меньшую, чем получаемый «зайцами» предельный выигрыш.

Продукт - результат производственной деятельности (товар или услуга), получаемый в обмен на что-либо. Обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Производительные силы общества - средства производства и люди, обладающие определенными навыками и опытом.

Производственный спрос - спрос на производственные ресурсы, зависящий от спроса на продукцию, для изготовления которой используются эти ресурсы.

Производственная функция - зависимость максимально возможного объема производства от данного набора производственных ресурсов.

Производственные ресурсы - используемые в производстве труд, капитал и природные факторы

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанный на их личном труде и объединении их паевых взносов.

Производство - процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества.

Промежуточный продукт (ПП) - результат производственного процесса, используемый в течение определенного времени в дальнейшем производстве.

Профсоюзы - организации, создаваемые для того, чтобы представлять интересы работников в переговорах о трудовых контрактах, касающихся заработной платы, профессиональных льгот и условий труда (а также представляющие работников при контроле за выполнением этих контрактов).

Прибыль монопольная - разница между монопольной ценой и издержками производства.

Прибыль нераспределенная - прибыль корпорации, не распределяемая между акционерами и часто используемая для финансирования основных ее проектов при расширении производства.

Прибыль нормальная - вознаграждение предпринимателя, достаточное для поддержания выбранного направления деятельности.

Рабочая сила - индивидуальная способность к труду - свойство личности человека, его важнейший атрибут.

Равновесие потребителя - сочетание приобретаемых товаров и услуг, при котором полезность для потребителя максимизируется и одновременно выполняется его бюджетное ограничение.

Равновесие рыночное - наблюдается, когда предложение товара соответствует спросу на него и отсутствует тенденция изменения рыночной цены.

Распределение Парето оптимальное состояние эко­номической системы, когда никакое перераспределение ресурсов не может улучшить положение ни одного из участников хозяйственного процесса, не ухудшая при этом положения других.

Рента - один из видов дохода на собственность, плата собственнику за использование природного ресурса.

Рента дифференциальная - избыточная прибыль, воз­никающая в результате применения более высокой естествен­ной производительной силы, а не капитала.

Рента монопольная - дополнительный доход, который появляется при продаже товаров по монопольным ценам.

Рента экономическая - разница между платой за услуги ресурса и альтернативной стоимостью ресурса, предложение которого неэластично.

Рентабельность - отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости активов, издержкам производства.

Ресурсы - все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг.

Риск - возможность потерь при неправильно принятом решении.

Риск коммерческий - риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, закупленных предпринимателем.

Риск производственный - риск, связанный с производством и реализацией товаров и услуг.

Рынок - экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров; при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей.

Рынок кредитных ресурсов - особая сфера товарно-денежных отношений, в которой объектом купли-продажи выступает ссудный капитал.

Рынок труда - рынок производительной силы труда как товара, равновесная цена и количество которого определяются соотношением спроса и предложения.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) рынок, обеспечивающий продажу и покупку ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг вторичный - сделки купли продажи ранее выпущенных бумаг, обращение цепных бумаг.

Рынок ценных бумаг первичный - размещение новых выпусков ценных бумаг, эмитентами которых являются корпорации, правительство, муниципальные органы.

Свободный вход (выход) - характеристика рынка, когда фирмы могут в любой момент начать (прекратить) операции на рынке.

Сегмент рынка - часть, группа потребителей, товаров или предприятий, которые выделяются на основе определенных общих признаков.

Сегментация рынков - разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.

Слияние горизонтальное - объединение компаний, занятых в одной хозяйственной отрасли.

Слияние конгломератное - объединение в одной управленческой структуре предприятий, технологически не связанных между собой.

Собственность - отношения между людьми по поводу присвоения вещей, прежде всего средств производства.

Совершенная конкуренция существует, когда много фирм продают стандартизированный товар и ни одна фирма не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на его цену.

Совершенная мобильность производственных ресурсов означает, что поставщики производственных ресурсов могут мгновенно реагировать на различия в ценах на эти ресурсы в различных местностях или отраслях (при различных направлениях использования ресурсов

Совершенная ценовая дискриминация существует, когда монополия взимает с каждого покупателя разную цеyу.

Совершенно конкурентный рынок - рынок, на котором выполняются условия совершенной конкуренции.

Совершенно конкурентный рынок производствен­ных ресурсов - рынок, на котором действуют много покупателей и продавцов производственных ресурсов и где ни один из них не может воздействовать на цену ресурса.

Социальная цена монополии - показатель потерь в чистой полезности, происходящих из-за уменьшения доступности (предложения) товара, когда монополия максимизирует свою прибыль.

Спрос - то количество товара, которое могут и желают приобрести потребители при данной цене.

Средства производства - вся совокупность средств и предметов труда.

Средства труда - вещи или комплекты вещей, при помощи которых человек обрабатывает предметы труда.

Стоимость - свойство товара, определяемое затратами труда на его производство.

Структура рынка - число покупателей и продавцов на рынке, доля их в объеме покупаемого и продаваемого товара, степень контроля за рынком и ценами.

Теорема Коуза утверждает, что если трансакционные издержки бесконечно малы, то внешние эффекты могут быть интернализированы правительством путем установления права собственности на использование ресурсов и разрешения свободной торговли этими правами.

Теория игр моделирует поведение лиц или организаций с противоположными интересами.

Технология - способы воздействия человека на предмет труда.

Товар - вещь, обладающая определенной полезностью, зримая и осязаемая. Имеет стоимость и потребительную стоимость.

Товар Гиффена - низкокачественный товар, для которого эффект изменения дохода превышает эффект изменения замещения этого товара другими при изменении его цены.

Транзитивность - свойство предпочтений, предпола­гающее, что если потребитель предпочитает потребительскую корзину товаров А потребительской корзине В и также предпочитает корзину В корзине С, то он должен отдавать предпочтение корзине А перед корзиной С

Трест - монополистическое объединение определенного типа по производству какого-либо товара.

Труд - целенаправленная деятельность людей, связанная с видоизменением веществ и сил природы и приспособлением их для удовлетворения своих потребностей.

Трудовые ресурсы - часть населения страны в трудо­способном возрасте, обладающая физическими и умственными способностями, необходимыми для работы в народном хозяйстве.

Увеличивающийся эффект роста масштабов производства, увеличивающийся эффект масштаба действует, когда объем производства (выпуск) растет в большей пропорции, чем увеличивается использование производственных ресурсов.

Уменьшающийся эффект роста масштабов производства или уменьшающийся эффект масштаба преобладает, когда объем производства (выпуск) возрастает в пропорции меньшей, чем объем используемых ресурсов.

Уравнение обмена доказывает, что совокупные расходы равны стоимости всех товаров и услуг, производимых хозяйством страны: MV=PQ, где М- предложение денег; V- скорость обращения; Р - уровень цен на товары и услуги; Q - количество продукции.

Услуги - нематериальные блага, обладающие опреде­ленной полезностью; являются товарами и производятся врачами, юристами, банками, финансовыми компаниями и др.

Участие работников в прибылях и создание рабочей собственности - система организации оплаты труда, направленная на повышение заинтересованности работников в конечных результатах; работники получают часть прибыли собственности в зависимости от стажа и прочих заслуг помимо и сверх заработной платы.

Факторы производства - производственные ресурсы; включают природные, людские ресурсы, капитал и предпринимательство.

Фирма — организация, которая производит товары и услуги; может действовать в форме частного предприятия, товарищества или АО.

Фирма-партизан - фирма, которая быстро входит на рынок, когда может заработать экономическую прибыль, и покидает его, когда это становится невозможным (или ранее этого, обнаружив уменьшение прибылей).

Функция издержек описывает отношение между объемом производства и его минимально возможными издержками.

Функция полезности - соотношение между потребляемыми количествами товаров и услуг и полезностью, получаемой потребителем; способ выражения предпочтений потребителя.

Функция спроса - взаимозависимость между количеством товаров, приобретаемых потребителями, ценой его единицы и всеми другими факторами спроса.

X-неэффективность - прирост издержек выше их ми­нимально возможного уровня.

Цена - денежное выражение стоимости; отражает часть дохода, которой нужно пожертвовать для получения единицы желаемых товаров и услуг.

Цена входного барьера - установление монополией (олигополией) низкой цены на товар, препятствующей вхождению на рынок новых продавцов.

Цена замены - общая стоимость товаров и услуг, которые нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.

Цена монопольная - максимальная цена, по которой монополии могут реализовать определенный объем продукции при данном спросе.

Ценная бумага - документ, удостоверяющий в установленном порядке имущественные права, реализация или передача которых возможна только при его предъявлении.

Ценовая война - конкуренция на олигополистическом рынке путем последовательного снижения цен; одно из многих возможных последствий олигополистической конкуренции; ценовые войны выгодны потребителям, но отрицательно сказываются на прибылях продавцов.

Ценовая дискриминация - продажа продукции одинакового качества различным покупателям по разным ценам.

Ценовый лидер - фирма-олигополист, устанавливающая цену, которой придерживаются другие фирмы.

Ценовый порог, цена нижнего предела - минимальная цена, установленная законом; минимальная законодательно установленная заработная плата является примером ценового порога в отношении цены труда.

Ценовый потолок - максимальная цена, законодательно установленная для данного товара.

Частичная монополия присутствует на рынке, когда на нем есть ценовый лидер, устанавливающий монопольную цену на основе своих предельного дохода и предельных издержек, другие же продавцы на рынке при этой цене являются лишь принимающими цену.

Частичное равновесие - равновесие между спросом и предложением товара на одном рынке без учета воздействия равновесных цены и объема предложения на нем на цены и количество товаров на других рынках.

Частная собственность - право индивидуального владения и в том числе основа системы свободного предпринимательства. Гарантирует право отдельных людей владеть, пользоваться и распоряжаться вещами

Человеческие ресурсы - ресурсы труда, которые в рыночной экономике являются важнейшим фактором производства.

Человеческий капитал - созданный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целенаправленно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым ведут к росту заработков данного человека.

Чистая монополия - единственный продавец продукта, не имеющего близких заменителей.

Чистая монопсония - единственная фирма, которая потребляет все предложенные на рынке ресурсы, имеющие мало или не имеющие вовсе альтернативных возможностей применения; существует, когда фирма в состоянии влиять на цену ресурса, который она приобретает.

Чистое общественное благо - товар или услуга, которые потребляются коллективно всеми потребителями независимо от того, платили они за них или нет.

Чистый частный товар - товар, каждая единица которого может быть произведена и продана потребителям так, что она приносит полезность лишь исключительно данному покупателю.

Экономика - общественная наука, которая анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их, с тем, чтобы удовлетворить свои потребности.

Экономика рыночная - экономическая система, в которой экономические решения на национальном уровне определяют решения, принимаемые отдельными продавцами и покупателями на рынке.

Экономика смешанная - экономическая система, которая объединяет элементы общественной собственности на средства производства с элементами частной собственности, а также сочетающая принципы рыночной экономики с централизованно-плановым управлением.

Экономика традиционная - экономическая система, распределение ограниченных ресурсов в которой происходит в соответствии с обычаями; темпы изменений и развития в ней крайне невысоки; люди занимаются тем же, чем прежде занимались их родители; большая часть товаров потребляется там же, где производится.

Экономика плановая - экономическая система, в которой главные экономические решения принимаются планирующим экономическим органом. Основана на общенародной собственности на средства производства.

Экономическая модель - система предположений, служащих установлению взаимозависимости между экономическими переменными.

Экономическая прибыль - разница между валовым доходом и экономическими издержками определенного объема выпуска продукции.

Экономическая рента - разность между платежами за производственные ресурсы и минимальной платой, в обмен на которую поставщики этих ресурсов готовы их предоставлять.

Экономические отношения - определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного воспроизводства.

Экономические переменные - показатели количества (такие, как объем готовой продукции) или суммы денег (такие, как цены), которые могут принимать различные значения.

Экономический закон - наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений и процессов.

Экономический человек - главный творческий субъект рыночной экономики, который имеет свободу выбора и принимает рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся условий, возможностей и информации в соответствий со своими индивидуальными предпочтениями, интересами и целями.

Экономия от масштаба производства - снижение удельных затрат на единицу продукции благодаря производству их в массовом масштабе.

Эластичность перекрестная - процентное изменение потребляемого количества товара Хв ответ на каждый процент изменения потребления товара V.

Эластичность по цене - показатель реакции объема предложения или спроса на товар на каждый процент изменения его цены.

Эластичность предложения по цене - процент изменения предложения данного товара на рынке при изменении цены на 1%.

Эластичность спроса по доходу - процент изменения спроса па данный товар в ответ на изменение дохода на 1%.

Эластичность спроса по цене - процент изменения спроса па данный товар при изменении цены па 1%,

Эмиссия ценных бумаг - выпуск новых ценных бумаг в обращение.

Эмиссия ценных бумаг (андеррайтинг) - размещение ценных бумаг по публичной подписке через посредников.

Эмиссия ценных бумаг (частное размещение ценных бумаг) - договор эмитента напрямую с группой институциональных инвесторов о покупке последними всего выпуска ценных бумаг.

Эффект дохода - изменение в потреблении товара в ответ па изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителя (способности его приобрести больше или меньше данного товара) в связи с движением цены на товар.

Эффект замещения - изменение цены по отношению к цепам других товаров; изменение в объеме покупок товара (за период), которое наблюдалось бы, если бы реальный доход потребителя был таким, что от изменения цены его благосостояние и не понижалось, и не повышалось.

Эффективность достигается, когда ресурсы распределены таким образом, что при использовании получают максимально возможный суммарный чистый выигрыш.

Эффективность производства достигается, когда невозможно перераспределить используемые производственные ресурсы, с тем чтобы нарастить выпуск одного продукта без уменьшения выпуска каких-либо иных продуктов.

Эффективность распределения достигается, когда определенное количество продуктов, произведенных за известный период, распределяется среди потребителей так, что невозможно повысить благосостояние ни одного из по­требителей, не понизив благосостояния какого-либо другого потребителя.

Эффективный выпуск - объем производства, при котором уже невозможно увеличить чистый выигрыш от потребления единицы товара, предлагая его в большем или меньшем количестве.

Эффекты обратной связи - изменения в ценах и объемах предложения товаров па одних рынках в ответ на изменения цен на рынках связанных товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: