Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельныхэлементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Можно выделить следующие
основные критерии для характеристики структуры рынка:
1. по объектам; 2. по субъектам; 3. по географическому положению; 4. по степени ограниченности конкуренции. Объектную структуру рынка характеризуют:1)
Потребительский рынок - рынок потребительских товаров и услуг. Онвключает рынки продовольственных товаров, рынок бытовых, коммунальных,транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения.Рыночный характер, платность социальных услуг вызывает значительное неприятие внашей стране, что связано с бесплатным их предоставлением в рамках советскойсистемы. Однако повышение качества услуг социальной сферы в современныхусловиях невозможно без расширения платных услуг такого рода.2)
Рынок недвижимости до недавнего времени в нашей стране существовалв виде купли-продажи частных домов, дач, и других владений такого же типа.Продавали и кооперативные квартиры. В связи с приватизацией государственного имуниципального жилищного фонда, а также с продажей квартир в новых домахпостепенно формируется полноценный рынок жилья.3)
Рынок рабочей силы, вообще говоря, в России отсутствовал в связиотсутствием свободного найма (государственное распределение, оргнаборы) иувольнений, а также в связи с отсутствием свободы передвижения, рынка жилья ит.д. Нетоварная форма рабочей силы признавалась в качестве достижениясоциализма, однако в действительности это сковывало свободный перелив рабочейсилы между производствами, отраслями и регионами, а, следовательно, было однимиз факторов низкой эффективности советской экономики.4)
Рынок земли - один из самых регулируемых в современных рыночныхсистемах рынок. Он требует тщательной спецификации прав собственности на землю,развитого земельного законодательства.5)
Рынок инвестиционных товаров (средств производства, движимых инедвижимых) - важнейшая составляющая рынка экономических ресурсов, необходимоеусловие формирования рыночной системы хозяйства.6)
Финансовые рынки: рынок денег (кредитный рынок), валютный рынок,фондовый рынок (рынок ценных бумаг: акций, облигаций, векселей и т.п.).Кредитный рынок в советской экономике был монополизирован государством, авалютного и фондового просто не существовало. Мы - свидетели трудногоформирования национальных финансовых рынков.7)
Рынок интеллектуальных продуктов: инноваций, информационногопродукта (научного, культурного, духовного, образовательного) находится встадии формирования. У нас нет традиций реализации интеллектуальнойсобственности - самого ценного объекта собственности.
Структуру рынка по субъектам можно рассматривать в самом общем виде каквзаимодействие на рынках интегрированных субъектов:1)
домохозяйств - так принято условно обозначать потребителей,одновременно являющихся поставщиками необходимых для функционирования экономикиресурсов;2)
фирм (сектора бизнеса) - производителей товаров и услуг ипотребителей экономических ресурсов.Современные экономические системы, характеризующиеся как смешанные, предполагаютеще один активный экономический субъект:
государство, являющееся, содной стороны, самым крупным потребителем, с другой - самым крупным поставщикоми производителем товаров и услуг, часто совершенно особых. О роли государстваподробно будем беседовать в связи с последним вопросом темы.Рассмотрев объектно-субъектную структуру рынка, мы можем представитьвоспроизводственную структуры рыночного хозяйства, использующего деньги, какупрощенную
схему кругооборота продукта и дохода. Верхняя половина диаграммы дает картину
рынка ресурсов. На нем
домохозяйства прямо и косвенно (через находящиеся в их собственности фирмы)владея всеми экономическими, поставляют эти ресурсы фирмам,
осуществляютпредложение ресурсов.
Предпринимательский сектор является здесьпокупателем, то есть
предъявляет спрос на ресурсы, с помощью которыхпроизводятся товары и услуги.В обмен на предложенные ресурсы домохозяйства получают
денежные доходы в виде:· заработной платы - дохода от продажи рабочей силы;· ренты - дохода от предоставления земли, недвижимости;· процента - дохода от предоставления предпринимательскому секторувременно свободных денежных ресурсов;· прибыли как вознаграждения за предпринимательскую деятельность и т.п.
На рынке продуктов роли покупателя и продавца меняются напротивоположные.
Домохозяйства предъявляют спрос, выступают теперьпокупателями потребительских товаров и услуг, тратя денежные доходы, полученныена рынке ресурсов, а
фирмы осуществляют предложение, становятсяпоставщиками и продавцами товаров и услуг, получают взамен проданных благдоходы.Взаимодействие спроса и предложения лежит в основе определения цен на товары.В результате взаимодействия домохозяйств и фирм на товарном и ресурсномрынках, в рыночном хозяйстве идет:1)
кругооборот ресурсов и продукта. Он на схеме изображен как движениепротив часовой стрелки. Это -
реальный (или материальный)
поток. 2)
кругооборот доходов и расходов, изображенный как движение почасовой стрелке. Это -
денежный поток. Это - одновременные и бесконечно повторяющиеся потоки. Поэтому мы говорим округообороте, а не об обороте.
Территориальная структура рынка - это рассмотрение рыночной структуры покритерию географических и административных границ. В этой связи различают:1) местный рынок;2) национальный рынок;3) мировой рынок.
Местный рынок отличается не только локальным характером, но испецифическим характером продуктов, обмениваемых на нем. Товарами местногооборота являются трудно транспортируемые (кирпич, песок, торф) искоропортящиеся товары (молоко, яйцо, клубника и т.п.). Специфику местногорынка определяют местные традиции, географическое положение, климатическиеособенности, а также система местных хозяйственных норм и местные особенностирыночной инфраструктуры.
Национальный рынок - система рынков, складывающихся в рамках современныхгосударств. Национальные рынки большинства государств являются составнымичастями мирового рынка. Однако
мировой рынок - это не простосовокупность национальных рынков, но и качественно новый уровень. На мировомрынке действует специфическая система законов и связей, правил международнойторговли и других форм рыночного обмена.
По степени ограниченности конкуренции выделяют четыре типа рынков, накоторых могут действовать хозяйствующие субъекты:1) рынок чистой (совершенной) конкуренции;2) рынок монополистической конкуренции;3) олигополистический рынок;4) монополизированный рынок.Для характеристики этих рыночных структур будем использовать таблицу,предложенную К. Макконнелом[15]:
Характеристика
| Чистая конкуренция
| Монополистическая конкуренция
| Олигополия
| Чистая монополия
|
Число фирм
| Очень большое число
| Много
| Несколько
| Одна
|
Тип продукта
| Стандартизованный
| Дифференцированный
| Стандартизированный или дифференцированный
| Уникальный, нет заменителей
|
Контроль над ценой
| Отсутствует
| Слабый
| Взаимная зависимость (следование за лидером); значительный при тайном сговоре
| Значительный
|
Условие входа на рынок
| Свободный вход и выход
| Сравнительно легкие
| Наличие существенных ограничений
| Блокировано
|
Неценовая конкуренция
| Отсутствует
| Инструменты маркетинга
| Типична при дифференциа-ции продукта
| Public Relations
|
Примеры
| Сельское хозяйство
| Розничная торговля, производство одежды, обуви, продовольствия
| Производства стали, машин, компьютеров, автомобилей.
| Электрические сети
|
5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике. Даже в условиях раннего капитализма, господства свободного саморегулируемогорыночного хозяйства государство не стояло в стороне от экономических исоциальных проблем. Государство формирует
правовое поле для реализацииэкономических отношений; берет на себя функции
эмиссии денег ирегулирования денежного обращения; способствует достижению принципов
социальной справедливости. В условиях современного развитого рыночного хозяйства вмешательство государствав экономику связано с необходимостью реализации триады функций: эффективности.справедливости, стабильности[16].
Эффективность. Государство призвано создать условия для эффективногофункционирования экономики.Экономическая практика и ее теоретические обобщения позволяют сделать вывод отом, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условияхконкуренции. Именно конкурирующие производители минимизируют издержки и цены,стремятся произвести как можно большее количество продукции, соответствующейобщественным потребностям. Вместе с тем развитие рыночного хозяйства, егоэволюция приводят к развитию несовершенных форм конкуренции, ее ограничению имонополизации производства товаров и услуг. Государство поощряет и защищаетконкуренцию с помощью мер антимонопольной политики.С проблемой эффективности связано производство так называемых “общественныхтоваров” и “внешние эффекты”.Экономистам известно. что рыночная система, по крайней мере, в двух случаяхоказывается неэффективной, она:1. либо производит “не те” товары и услуги,2. либо не может выделить достаточно ресурсов для производства благ,входящих в структуру общественных потребностей.В первом случае речь идет о так называемых “внешних, или побочных эффектах”,то есть о побочных продуктах экономического развития. Внешние эффекты могутбыть как отрицательными, так и положительными. Классический примеротрицательного эффекта: строительство плотины в верховьях реки ухудшаетусловия рыболовства в нижнем течении реки. Пример положительного внешнегоэффекта: строительство фермером дороги к своим полям позволяет улучшитьсообщение с соседними поселениями без вложения капитала. Проблемы составляют,главным образом, отрицательные внешние эффекты, часто связанные сэкологическим аспектом производства. Государство применяет для ихнейтрализации корректировочные меры.Второй случай несовершенства рыночного механизма - недопроизводство“общественных товаров”. Особенностью общественных благ являетсянеисключаемость из потребления, то есть они достаются всем потребителям(независимо от того, оплачены ими или нет) и часто потребляются коллективно.Классический пример общественного товара - маяк, который светит всем ипредостерегает корабли от коварной мели. Услуга маяка дает значительнуювыгоду, но выделять на него ресурсы рыночная система не станет. Другаякатегория общественных благ - то, что является необходимым для всегообщества, но не может оплачиваться отдельными людьми. Пример - школы, услугиздравоохранения. Чтобы общество могло получать эти необходимые блага, ихпроизводство должно обеспечить государство. Улицы и автомагистрали,библиотеки и музеи, медицинское обслуживание и общее образование - предмет непросто государственной заботы. Их создание, производство, финансирование -задача государства.
Справедливость. Рынок обеспечивает формирование доходов населения нарынках товаров и экономических ресурсов. По законам рынка справедливы доходытех, кто преуспел в конкуренции. Рынок не считается с другими принципамисправедливости. В современном мире всякое государство берет на себя функциюперераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных,престарелых, безработных, гарантирует минимальный уровень доходов.
Стабильность. Развитие экономики, основанной на рыночных принципах, носитциклический характер. Экономические спады, кризисы означают неполную занятостьресурсов, появление безработицы, в современных условиях дополняемой инфляцией.Государство берет на себя функцию поддержания макроэкономической стабильности,проводит антициклическую политику.Помимо этих глобальных проблем государство:· поддерживает некоторые сферы и сектора экономики, например, малый исредний бизнес, новые перспективные отрасли производства;· обеспечивает развитие фундаментальных научных исследований;· способствует решению региональных проблем.Таким образом, государственное регулирование дополняет, корректирует рыночныймеханизм. Следует подчеркнуть необходимость осуществлять государственноевмешательство лишь в допустимых пределах. Нельзя допускать при такомвмешательстве деформации рыночного механизма. В экономической теориисуществуют разные точки зрения по поводу допустимых границ вмешательствагосударства. Но все экономисты сходятся на том, что экономическимирегуляторами следует пользоваться осторожно, не ослабляя рыночные стимулы.Нет идеальных регуляторов: каждый из них, давая положительный эффект в однойсфере, обнаруживает негативный эффект в другой.Выделяют два типа регуляторов экономики:1.
административно-правовые: система законов и норм, а также мер поих реализации;2.
экономические.
К экономическим регуляторам относятся:· бюджетно-налоговые меры: систему налогообложения и государственныхрасходов;· денежно-кредитная политика;· валютная и таможенная политика;· функционирование государственного сектора и поставка товаров и услуг,произведенных государством, фирмам и населению;· государственные закупки и заказы;· реализация целевых программ, индикативное (рекомендательное) планирование.С учетом роли государства кругооборот продукта и дохода может бытьпредставлен в новом варианте. Заметим, что жирные линии обозначаютматериальные потоки, а тонкие - денежные.
Кругооборот ресурсов, продукта и дохода и государственный сектор. Глава 2. Рыночный механизм. Основы теории спроса и предложения Вопросы:1. Теории стоимости и цены.2. Анализ рыночного спроса.3. Анализ рыночного предложения.4. Рыночное равновесие.5. Эластичность спроса по цене: понятие и типы. Факторы эластичности.