Тема: Роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма.
2. Цель: познакомить студентов с функцией желез внутренней секреции и показать роль гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы в регуляции деятельности организма.
3. Тезисы лекции:
Факторами нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности являются химические медиаторы синаптического возбуждения и торможения и биологически активные вещества, содержащиеся в крови, лимфе и тканевой жидкости. Железистые секреторные клетки (гландулициты), выделяющие биологически активные продукты во внутреннюю среду организма, получили название эндокринных.
Центральные и периферические механизмы регуляции эндокринных функций. Поступление гормонов в кровь регулируется нервными и гуморальными механизмами. Ведущую роль в центральных механизмах регуляции деятельности желез внутренней секреции играет гипоталамо-гипофизарная система.
Гипоталамус – выделяет пусковые гормоны, которые регулируют деятельность гипофиза (гипоталамо-гипофизарная воротная система), и два других гормона, окситоцин и антидиуретический гормон.
|
|
Гипофиз – выполняет множество важных эндокринных функций, главным образом выделение «тропных» гормонов, которые регулируют работу некоторых других эндокринных желез.
Циркулирующие гормоны могут изменять тропную функцию гипофиза в отношении данной железы по механизму отрицательной обратной связи. Недостаток эстрогенов, глюкокортикоидов и тироксина стимулирует продукцию тропных гормонов гипофиза. При избытке соответствующего гормона в крови секреция тропного гормона гипофиза угнетается. Отрицательные обратные связи существуют также между аденогипофизом и гипоталамическими клетками, вырабатывающими аденогипофизотропные гормоны. Один из механизмов регуляции содержания гормонов в крови – ауторегуляция. В этом случае стимуляция или угнетение секреции гормона определяется концентрацией вещества в крови, уровень которого регулирует этот гормон.
4. Иллюстрационный материал: таблицы, схемы, плакаты, диски.
Литература
основная:
1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2009.
2. Агаджанян Н.А. Практикум по нормальной физиологии. – М.: ВШ. 1986.
3. Лекции по теме.
4. Логинов А.В. Физология с основами анатомии человека. – М, 1983.
5. Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии: Пособие для студентов мед. И биол. Спец. Вузов/ Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: ВШ, 1987.
6. Косицкий Г.И. Физиология человека. Учебник. – М.: Медицина, 1986.
|
|
7. Покровский В.М Физиология человека. 1,2 том. М.: Медицина 1998, 2001, 2003, 2005.
8. Руководство к практическим занятиям по физологии: Учеб. Пособие/ Под ред. Г.И. Косицкого. М.: Медицина, 1988.
9. Руководство к практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека./ Румянцева М.Ф и др.; Под ред. К.В. Судакова. – М: Медицина,1986.
10. Тель Л.З. Физиология человека. Курс лекций. 1,2 том. Алма-Ата. 1992.
11. Ткаченко Б.И. Основы физиологии человека. 1, 2 том.1994. дополнительная:
1. Адам физиологиясы. Сәтпаева Х. Д., Нілдібаева Ж.Б., Өтепбергенов А.А. Алматы «Білім», 2000.
2. Бабский Е.Б. Физиология человека. М.: Медицина, 1966.
3. Владимиров Ю.А. Биофизика. М.: ВШ, 1983.
4. Серков Ф.Н. Физиологические особенности организма детей
различного возраста, Киев, 1989.
5. Судаков К.В. Избранные лекции по нормальной физиологии. М.: ЭРЦС, 1992.
6. Утепбергенов А.А. Методические мировоззренческие основы курса нормальной физиологии. Актюбинск, 1990.
7. Утепбергенов А.А. Справочник физиологических и лабораторных показателей здорового человека. Актюбинск, АО Табиб, 1995.
8. Физиология человека. Н.А.Агаджанян, Л.З.Тель, В.И.Циркин, С.А.Чеснокова. Санкт-Петербург: Sotis, 2000.
9. Шмидт P., Тевс Г. Физиология человека в 4-х томах М.: Мир, 1979.
Контрольные вопросы
1.Что такое эндокринная система?
2. Какие железы внутренней секреции вы можете назвать?
3. Какова структурная и функциональная связь гипоталамуса и гипофиза?
4. Какую роль играет гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковая система в регуляции деятельности организма?