Практические (семинарские) занятия

Параллельно с изучением теоретического материала студенты готовятся к практическим занятиям. Темы семинарских занятий и набор рекомендуемых задач для аудиторного решения и для домашних заданий приведены в программе и в приложении к данным методическим рекомендациям. Контроль текущей успеваемости студентов осуществляется преподавателем, ведущим практические занятия по эффективности работы студента в аудитории, проверке выполнения домашних заданий и результатам аудиторных контрольных работ (которых в течение семестра проводится минимум две). Для самостоятельной работы студенты могут использовать учебные пособия по решению задач, подготовленные и изданные преподавателями кафедры.

В качестве инновационной формы обучения на семинарских занятиях по социальной психологии рекомендуется использовать следующее:

1. Деловая игра. Цель применения данного метода - выработать у обу-чающихся умение решать проблемы, возникающие в практической дея-тельности, творческое мышление, способность оценивать деятельность. Деловая игра - это имитационная игра. Существуют управленческие, си-туационные, ролевые и комплексные типы игры.

Деловые игры можно разделить на следующие этапы: подготовитель-ный, вводная часть, игровой, заключительный.

На подготовительном этапе обучающиеся изучают возможности ис-пользования общих теоретических методов решения ситуационных задач в данной игре, знакомятся с объектом игрового моделирования, игровой си-туацией, функциями участников, правилами и методикой проведения иг-ры, а также системой оценивания. В конце данного этапа рекомендуется провести проверку подготовки участников в форме репетиции деловой иг-ры или зачета.

Во вводной части деловой игры комплектуются игровые группы, вы-двигаются лидеры, распределяются роли между участниками. Если на подготовительном этапе не проводилась репетиция деловой игры, реко-мендуется провести ее во вводной части.

Центральная часть деловой игры - игровой этап. Занятие носит увле-кательный, захватывающий характер, если разыгрывается ситуация, затра-гивающая только что изученный материал и требующая совершения ка-ких-то действий, поступков или применения навыков коррекции межлич-ностных отношений.

На заключительном этапе проводится анализ результатов, подводятся итоги игры, при этом нельзя обсуждать актерские данные участников. Ре-зультаты игры анализируют либо педагог, либо сами участники. При об-суждении результатов и подведении итогов объявляются победители, вы-ясняются причины победы одних и поражения других. Выявляются сла-бые места в теоретической и практической подготовленности обучающих-ся.

2. Деловая корзина (in bascet). Цель метода - активизировать обучаю-щихся, ориентировать их на самостоятельное решение различных проблем моделирующей деятельности.

В “деловой корзине”, в качестве которой может вступать небольшой ящик, помещаются задания, написанные на листках бумаги. Чаще всего они адресуются одному действующему лицу. Обучающиеся поочередно вынимают из “корзины” задания и выполняют их сугубо самостоятельно. За их действиями следит педагог и группа.

Затем группа, консультируемая педагогом, еще раз, но уже коллек-тивно, выполняет все задания, что приводит к их более глубокому анализу.

3. Мозговая атака (brain-storming). Суть метода заключается в том, что для обсуждения конкретной проблемы собирается группа обучающихся, которая делится на две подгруппы: генераторы идей и критики. Генерато-ры идей высказывают все идеи по решению данной проблемы, которые только приходят в голову.

Основные принципы мозговой атаки:

1. не критиковать - можно высказывать любую мысль без опасения, что она будет признана неудачной;

2. стимулировать любую инициативу, причем чем страннее кажется идея, тем лучше;

3. стремиться к наибольшему количеству идей;

4. разрешается изменять, комбинировать, улучшать предложенные идеи (свои и чужие).

По завершении работы подгруппой генераторов идей приступает к работе подгруппа критиков. Она анализирует, оценивает, синтезирует предложенные идеи, выбирает те, которые обеспечивают решение про-блемы. Метод мозговой атаки реализуется по следующей схеме:

I этап - подготовка к решению проблемы. Задача педагога - информи-ровать членов группы о теме исследования. Подготовка вспомогательных средств, необходимых для регистрации идей и их визуального изображе-ния;

II этап - свободное высказывание идей. Задача педагога - ознакомле-ние с правилами участия, устное сообщение и визуальный показ одно-значной проблемы; поиск такого определения неоднозначной проблемы в случае, если творческая напряженность снижается (путем постановки во-просов, предложения собственный идей, новых подходов и др.). Правила участия: запрещены споры, критика и сравнительная оценка; количество идей важнее их качества; могут быть представлены и чужие идеи; не нуж-но чуждаться непривычного, утопического. Идеи должны быть представ-лены в сжатом виде.

III этап - развитие идей. Задача педагога - приведение примеров, по-иск комбинаций, представление полного списка идей, рожденных на этапе их высказывания, поскольку возможности комбинировать идей тем мень-ше, чем уже плоскость, в которой ведется поиск взаимосвязей между ними. Правила участия такие, как и во втором этапе.

IV этап - критика идей. Задача педагога - включение в список идей, поступивших после коллективной работы, классификация идей; обеспечение обсуждения, критики и качественной оценки каждой идеи; информирование о проблемах, оставшихся открытыми. Задачи участников; обсуждение, критика и качественная оценка каждой идеи по следующим критериям: соответствие предпосылкам и удовлетворение требований; возможность реализации или ее отсутствие; возможность реализации идей, не отвечающих поставленной цели в других областях; возможность реализации сразу или по истечении конкретного периода времени; возможность реализации без дальнейших исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: