Стимулирование частных предприятий и негосударственных некоммерческих

организаций с помощью субсидий и налоговых льгот также способно замещать

производство (оказание услуг) в государственном секторе. Так, государство может

частично переключить свою активность и сфере культуры с расширения сети

государственных театров на субсидирование частных. В результате при опреде-

ленных условиях некоторые государственные театры могут быть закрыты или

перейти в частную собственность.

Последний пример показывает, что различные формы приватизации

способны сочетаться. Приватизация в форме аренды или смены собственника,

вообще говоря, предполагает ориентацию на частное финансирование через

рыночный спрос. Контрактация и стимулирование базируются на полном или

частичном государственном финансировании (в том числе косвенном, посредством

налоговых льгот). Каждая из первых двух форм может, в принципе, дополняться

одной из двух последних. В то же время использование контрактации и стимули-

рования способствует созданию конкурентной среды для организаций, остающихся

в государственной собственности.

Смысл приватизации состоит в том, чтобы использовать преимущества

частной инициативы для повышения эффективности производств, которые прежде

относились к общественному сектору. При этом возможно сохранение ответст-

венности государства за финансирование этих производств, что достигается с

помощью контрактации и стимулирования,

В гл. 5 рассматривались факторы, негативно сказывающиеся на эффективности

деятельности в общественном секторе, Действие рыночных сил побуждает пред-

принимателя в максимальной степени учитывать запросы потребителей, снижать

издержки, осуществлять инновации и брать на себя риск. В то же время

рациональное поведение бюрократа характеризуется скорее учетом политической

конъюнктуры, относительно слабой заинтересованностью в экономии и инновациях,

а также стремлением избегать всякого рода риски.

По имеющимся данным, производство в частном секторе нередко осуществ-

ляется значительно экономичнее, чем в общественном. Так, привлечение частных

контракторов для уборки улиц, а также помещений государственных учреждений

в целом ряде случаев приводило к уменьшению издержек в 1,5 раза; примерно

такие же различия в издержках государственных и частных фирм зафиксированы

в сферах поставки воды, метеопрогнозирования и некоторых других. В

строительстве различия составляют примерно 20%, в то же время применительно

к автобусному сообщению отмечено различие в 160%'.

Вместе с тем имеются примеры, когда относительные уровни издержек в

частном и государственном секторах существенно не различаются, а иногда

последний обеспечивает более экономичное оказание услуг (такого рода примеры

1 Mueller D. С. Public Choice II. A Revised Edition of Public Choice. Cambridge University Press,

1989. P. 262-265. (Данные относятся преимущественно к США.)

относятся, в частности, к здравоохранению)1. Это вполне объяснимо, поскольку

преимущества частной инициативы решающим образом зависят от конкретного

характера рынков. Так, проблемы, связанные с информационной асимметрией,

придают приватизации в сфере здравоохранения большую сложность и проти-

воречивость, чем, например, в сфере уборки улиц и помещений.

Как правило, предпосылкой успешной приватизации выступает наличие

конкурентного рынка. Оно требуется, чтобы инициатива частного производителя,

ради использования возможностей которой осуществляется приватизация, спо-

собствовала повышению общественного благосостояния. В противном случае

инициативное предпринимательское поведение способно приводить к социально

менее желательным результатам, чем малочувствительное к сигналам рынка пове-

дение бюрократии. Так, переход от государственной монополии к частной способен

ухудшить положение потребителей с точки зрения объемов выпуска и цен.

Самостоятельную роль способны играть масштаб производства и особенности

собственника, который замещает государство в результате приватизации. При

прочих равных условиях, предпринимательская инициатива определеннее прояв-

ляется после смены собственника, если в роли частного владельца выступает

отдельный предприниматель, а не совокупность держателей мелких пакетов акций.

В последнем случае действия менеджеров предприятия могут иметь черты бюрокра-

тического поведения.

Итак, к решениям о приватизации, как и вообще к политике в отношении

общественного сектора, неприменим шаблонный подход. Вместе с тем можно

уверенно указать тенденции, понимание которых существенно облегчает анализ

конкретных ситуаций.

С точки зрения эффективности ориентированные на конкурентный рынок

производства, как правило, целесообразно приватизировать путем смены собст-

венника. Аналогичный вывод может быть, в принципе, сделан и когда наличествуют

значительные экстерналии либо речь идет о производстве общественных благ

Лекция 14. Регулирование рынков и государственное предпринимательство

1. Государственные предприятия. Управление предприятиями с государственным участием.

2.Стратегия экономической безопасности.

Лекция 15. Система стратегического управления в государственном секторе

1.Сущность и основная цель стратегического планирования.

2..Долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации.

1. Слово «стратегия» произошло от греч. «искусство генерала».

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществлении миссии организации и достижения цели.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь госорганам достичь целей.

Стратегическое планирование является инструментом для принятия управленческих решений. Его основная задача – обеспечить нововведение и изменение в обществе в достаточной степени.

Стратегическое планирование охватывает четыре вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организованное стратегическое предвидение.

Характерные черты стратегического планирования.

1. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.

2. Стратегический план разрабатывается для перспективы всей страны.

3. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.

4. Стратегический план придает государству определенность,

5. Стратегические планы должны разрабатываться так, чтобы оставаться не только

Целостными в течение определенного периода времени, но и достаточно быть гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Общий стратегический лан рассматриваем как программу, которая направляет деятельность государства в течение продолжительного периода времени и при необходимости корректируется.

Процесс стратегического планирования.

Стратегия определяет долговременные приоритеты в условиях рыночных реформ и глобализации мировой экономики, учитывая в то же время планетарный вектор сохранения и развития человеческой цивилизации В концептуальном плане она нацелена на достижение такого развития, которое удовлетворяет потребности современности и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

2. Стратегия «Казахстан-2030» учитывает основные тренды мировой трансформационных процессов, геополитические и национально-исторические особенности Казахстана, его ресурсный потенциал, дает вектор социально-экономического развития страны на обозримую перспективу. В экономическом аспекте стратегия Казахстана – это стратегия экономического роста. Устойчивый экономический рост – это выражение экономического развития при положительной динамике основных макроэкономических показателей.

Основными чертами Казахстанской модели устойчивого экономического роста должны быть следующие:

1. Относительно высокие темпы роста, позволяющие Казахстану осуществлять стратегию догоняющего развития.

2. Повышение роли факторов, способствующих осуществлению перехода от экономики, основанной на принципах экстенсивного развития, к экономике, основанной на интенсификации и качестве работы.

3. Целевая ориентация на повышение роли уровня социального развития страны и рост благосостояния населения.

Исходя из данных особенностей, Казахстанскую модель можно отнести к необходимым признакам экономического роста, таких как:

---Опережающий рост прогрессивных сфер экономики и показателей социального развития при высоких темпах роста ВВП.

Рост национальной экономики должен быть признан удовлетворительным в том случае, если темпы роста:

Основные черты экономического роста:

1. Интенсификация экономики.

2. Комплексность.

3. Качественность.

К важным характеристикам национальной экономики, ориентированной на устойчивый экономический рост, следует отнести:

1. Наличие существенного потенциала роста, обеспеченного комплексом всех основных факторов производства соответствующей инфраструктуры и рыночными институтами,

что определяется принципами целенаправленности и динамичности, необходимость достижения высоких темпов роста на протяжении длительного периода и условием обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: