организаций с помощью субсидий и налоговых льгот также способно замещать
производство (оказание услуг) в государственном секторе. Так, государство может
частично переключить свою активность и сфере культуры с расширения сети
государственных театров на субсидирование частных. В результате при опреде-
ленных условиях некоторые государственные театры могут быть закрыты или
перейти в частную собственность.
Последний пример показывает, что различные формы приватизации
способны сочетаться. Приватизация в форме аренды или смены собственника,
вообще говоря, предполагает ориентацию на частное финансирование через
рыночный спрос. Контрактация и стимулирование базируются на полном или
частичном государственном финансировании (в том числе косвенном, посредством
налоговых льгот). Каждая из первых двух форм может, в принципе, дополняться
одной из двух последних. В то же время использование контрактации и стимули-
рования способствует созданию конкурентной среды для организаций, остающихся
|
|
в государственной собственности.
Смысл приватизации состоит в том, чтобы использовать преимущества
частной инициативы для повышения эффективности производств, которые прежде
относились к общественному сектору. При этом возможно сохранение ответст-
венности государства за финансирование этих производств, что достигается с
помощью контрактации и стимулирования,
В гл. 5 рассматривались факторы, негативно сказывающиеся на эффективности
деятельности в общественном секторе, Действие рыночных сил побуждает пред-
принимателя в максимальной степени учитывать запросы потребителей, снижать
издержки, осуществлять инновации и брать на себя риск. В то же время
рациональное поведение бюрократа характеризуется скорее учетом политической
конъюнктуры, относительно слабой заинтересованностью в экономии и инновациях,
а также стремлением избегать всякого рода риски.
По имеющимся данным, производство в частном секторе нередко осуществ-
ляется значительно экономичнее, чем в общественном. Так, привлечение частных
контракторов для уборки улиц, а также помещений государственных учреждений
в целом ряде случаев приводило к уменьшению издержек в 1,5 раза; примерно
такие же различия в издержках государственных и частных фирм зафиксированы
в сферах поставки воды, метеопрогнозирования и некоторых других. В
строительстве различия составляют примерно 20%, в то же время применительно
к автобусному сообщению отмечено различие в 160%'.
Вместе с тем имеются примеры, когда относительные уровни издержек в
частном и государственном секторах существенно не различаются, а иногда
|
|
последний обеспечивает более экономичное оказание услуг (такого рода примеры
1 Mueller D. С. Public Choice II. A Revised Edition of Public Choice. Cambridge University Press,
1989. P. 262-265. (Данные относятся преимущественно к США.)
относятся, в частности, к здравоохранению)1. Это вполне объяснимо, поскольку
преимущества частной инициативы решающим образом зависят от конкретного
характера рынков. Так, проблемы, связанные с информационной асимметрией,
придают приватизации в сфере здравоохранения большую сложность и проти-
воречивость, чем, например, в сфере уборки улиц и помещений.
Как правило, предпосылкой успешной приватизации выступает наличие
конкурентного рынка. Оно требуется, чтобы инициатива частного производителя,
ради использования возможностей которой осуществляется приватизация, спо-
собствовала повышению общественного благосостояния. В противном случае
инициативное предпринимательское поведение способно приводить к социально
менее желательным результатам, чем малочувствительное к сигналам рынка пове-
дение бюрократии. Так, переход от государственной монополии к частной способен
ухудшить положение потребителей с точки зрения объемов выпуска и цен.
Самостоятельную роль способны играть масштаб производства и особенности
собственника, который замещает государство в результате приватизации. При
прочих равных условиях, предпринимательская инициатива определеннее прояв-
ляется после смены собственника, если в роли частного владельца выступает
отдельный предприниматель, а не совокупность держателей мелких пакетов акций.
В последнем случае действия менеджеров предприятия могут иметь черты бюрокра-
тического поведения.
Итак, к решениям о приватизации, как и вообще к политике в отношении
общественного сектора, неприменим шаблонный подход. Вместе с тем можно
уверенно указать тенденции, понимание которых существенно облегчает анализ
конкретных ситуаций.
С точки зрения эффективности ориентированные на конкурентный рынок
производства, как правило, целесообразно приватизировать путем смены собст-
венника. Аналогичный вывод может быть, в принципе, сделан и когда наличествуют
значительные экстерналии либо речь идет о производстве общественных благ
Лекция 14. Регулирование рынков и государственное предпринимательство
1. Государственные предприятия. Управление предприятиями с государственным участием.
2.Стратегия экономической безопасности.
Лекция 15. Система стратегического управления в государственном секторе
1.Сущность и основная цель стратегического планирования.
2..Долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации.
1. Слово «стратегия» произошло от греч. «искусство генерала».
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществлении миссии организации и достижения цели.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь госорганам достичь целей.
Стратегическое планирование является инструментом для принятия управленческих решений. Его основная задача – обеспечить нововведение и изменение в обществе в достаточной степени.
Стратегическое планирование охватывает четыре вида управленческой деятельности: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организованное стратегическое предвидение.
Характерные черты стратегического планирования.
1. Стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления.
|
|
2. Стратегический план разрабатывается для перспективы всей страны.
3. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными.
4. Стратегический план придает государству определенность,
5. Стратегические планы должны разрабатываться так, чтобы оставаться не только
Целостными в течение определенного периода времени, но и достаточно быть гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.
Общий стратегический лан рассматриваем как программу, которая направляет деятельность государства в течение продолжительного периода времени и при необходимости корректируется.
Процесс стратегического планирования.
Стратегия определяет долговременные приоритеты в условиях рыночных реформ и глобализации мировой экономики, учитывая в то же время планетарный вектор сохранения и развития человеческой цивилизации В концептуальном плане она нацелена на достижение такого развития, которое удовлетворяет потребности современности и не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
2. Стратегия «Казахстан-2030» учитывает основные тренды мировой трансформационных процессов, геополитические и национально-исторические особенности Казахстана, его ресурсный потенциал, дает вектор социально-экономического развития страны на обозримую перспективу. В экономическом аспекте стратегия Казахстана – это стратегия экономического роста. Устойчивый экономический рост – это выражение экономического развития при положительной динамике основных макроэкономических показателей.
Основными чертами Казахстанской модели устойчивого экономического роста должны быть следующие:
1. Относительно высокие темпы роста, позволяющие Казахстану осуществлять стратегию догоняющего развития.
2. Повышение роли факторов, способствующих осуществлению перехода от экономики, основанной на принципах экстенсивного развития, к экономике, основанной на интенсификации и качестве работы.
|
|
3. Целевая ориентация на повышение роли уровня социального развития страны и рост благосостояния населения.
Исходя из данных особенностей, Казахстанскую модель можно отнести к необходимым признакам экономического роста, таких как:
---Опережающий рост прогрессивных сфер экономики и показателей социального развития при высоких темпах роста ВВП.
Рост национальной экономики должен быть признан удовлетворительным в том случае, если темпы роста:
Основные черты экономического роста:
1. Интенсификация экономики.
2. Комплексность.
3. Качественность.
К важным характеристикам национальной экономики, ориентированной на устойчивый экономический рост, следует отнести:
1. Наличие существенного потенциала роста, обеспеченного комплексом всех основных факторов производства соответствующей инфраструктуры и рыночными институтами,
что определяется принципами целенаправленности и динамичности, необходимость достижения высоких темпов роста на протяжении длительного периода и условием обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.