Вся работа, школы с семьей делится на две основные формы: коллективная и индивидуальная. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практические конференции, родительские собрания.
Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к современным проблемам воспитания. Эта форма предполагает вооружение родителей систематическими знаниями основ теории воспитания.
Поклассный педагогический всеобуч лучше начинать с родителями 1–2-х классов, так как здесь закладывается отношение к школе, педагогическому просвещению. Хорошо, если первые занятия проводят руководители школы: завуч, директор, организатор внеклассной и внешкольной работы. Педагогический всеобуч может объединять классы-параллели.
Во многих школах работают университеты педагогических знаний для родителей, которые в сравнении с лекторием и поклассным всеобучем предполагают более сложные формы работы родителей по овладению теорией воспитания. Занятия предусматривают лекционный курс, а также семинарские занятия. Конечно, не каждая родительская аудитория готова к работе по этой форме. Часто в школах имеет место упрощение этой «университетской» системы работы, сохраняется лишь название при несоответствующем содержании.
|
|
Традиционными становятся в школах итоговые годовые научно-практические конференции родителей по проблемам воспитания. Определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в школе и в семье («Трудовое воспитание детей», «Самый короткий путь к добру через прекрасное»). Тогда конференция может стать действительно итоговой.
День открытых дверей, или родительский день в школе, требует очень большой подготовки, обычно его приурочивают к школьным каникулам и к началу четверти. Специально оформляется школа, назначаются дежурные, красиво оформляется программа праздника.
Примерная схема праздника:
· концерт в актовом зале минут на 30 для с предварительным выступлением школьного актива, отмечаются лучшие классы и отдельные ученики;
· встреча в классах (учащиеся рассказывают родителям о том, как живут, как учатся, демонстрируют свои умения и навыки; готовят сувениры и вручают родителям;
· посещение выставок: «Лучшие рисунки», «Лучшие рукодельницы», «Фотоснайперы», «Изобретатели и конструкторы» и др.;
· спортивные соревнования на приз родительского комитета;
· показ фильмов для родителей.
Конечно, вариантов может быть много. Главное – показать работу всей школы, привлечь внимание родителей к вопросам воспитания.
|
|
Классные родительские собрания – традиционная, известная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний – проблемная формулировка темы собраний: например, могут быть предложены для обсуждения следующие вопросы: «Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитывать детей?», «Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?»… Но должна быть не только проблемная формулировка, а и заинтересованное проведение…
Индивидуальным формам работы принадлежит ведущая роль в работе с родителями. Некоторые формы индивидуальной работы уже были названы (посещение семьи, педагогическое поручение). К ним относятся педагогические консультации. Психолого-педагогическими условиями консультации являются выражение готовности учителей в оказании помощи семье, конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам[92].
ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТА: