Способности – индивидуально психологическое свойство личности определяющие успешность и быстроту освоения знаний, умений и навыков в определенной области деятельности, но к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.
Задатки – анатомо-физиологические, биологически обоснованные предпосылки развития способностей.
Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).
Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.
Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.
Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов:
- Мотивационный механизм-без мотива, без желания, способности не будут реализованы.
- Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности, ведь способности от слова - способ.
- Функциональный механизм (процессуальный) - качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей.
Каждая способность имеет свою специфику и вместе с тем общую структуру.
У одного и того же человека могут быть развиты разные способности к различным видам деятельности, но одна из них, как правило, будет более значимой, чем другие, с одной стороны, с другой - у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они различаются по уровню своего развития.
Для измерения уровня развития способностей применяются разные методики: Айзенка, Кеттела, Спирмена, Бине и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что более объективные результаты дают методики выявления динамики успешности в процессе деятельности. Успешность личности во многом предопределяется не отдельной способностью, а сочетанием целого ряда способностей. Сочетание способностей носит чисто индивидуальный характер.