Федеральное агентство по образованию
ГОУВПО «Ростовский государственный педагогический университет»
Институт педагогики и психологии
Кафедра педагогики и методик начального образования
Учебно-методический комплекс
«История образования на Юге России»
(спецкурс)
Ростов-на-Дону
ББК 74.03 Я73
УДК 371 (09)
И 90
Печатается по решению учебно-методического управления ЮФУ
Автор: кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методик начального образования ФПиПП ЮФУ Ситько Р.М.
Научный редактор:
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и методик начального образования ИПП РГПУ П.П. Пивненко
Рецензент:
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и языковой подготовки Ростовской государственной академии архитектуры и искусства Г.Ф. Карпова
История педагогики и образования. Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2011 – 123 с.
Учебно – методический комплекс «История образования на Юге России» предназначен для студентов отделения начального образования (заочная форма обучения). Авторский спецкурс введён в учебные планы профессиональной подготовки специалистов сферы образования (специальность: 050708 - педагогика и методика начального образования) как региональный компонент содержания образования.
|
|
Учебно-методический комплекс содержит программу дисциплины, содержание тем курса, темы семинарских и практических занятий, задания к зачёту список литературы, приложения
ББК
УДК
©Ситько Р.М., 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………….. 4 - 7
Тематический план курса …………………………………………. 7- 9
Изложение программного материала ……………………………. 9 - 88
Раздел 1……………………………………………………………… 9 – 32
Раздел 2……………………………………………………………… 32 – 44
Раздел 3……………………………………………………………… 44 – 88
Темы семинарских и практических занятий……………………… 89
Задания к зачёту по курсу………………………………………… 90 - 91
Литература…………………………………………………………….. 91 – 95
Приложения……………………………………………………………. 95 - 123
Пояснительная записка.
В Законе РФ «Об образовании» (Ст. 2) обозначены принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
|
|
В соответствии с законом РФ «Об образовании» (редакция 2004г.), современной концепцией развития и модернизации образования в России актуализируется внимание к проблемам качества подготовки специалистов сферы образования. Важными направлениями профессиональной подготовки специалистов являются фундаментализация содержания университетского педагогического образования, личностно - профессиональное развитие студента как человека культуры, способного к ориентации в современных проблемах образования, к инновационной творческой деятельности.
Образование призвано обеспечить интеграцию личности в системы мировой и национальной культур, формирование человека – гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Образование также способствует исторической преемственности поколений, сохранению, распространению и развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, на что указано в Национальной доктрине образования в Российской Федерации.
Исторический опыт развития отечественного образования в контексте породившей его эпохи представляет собой ценнейший источник для более действенного решения её современных проблем.
Заметим, что многие проблемы становления и развития высшего педагогического образования рассматриваются, за редким исключением, на опыте головных столичных вузов и национальных вузов ближнего зарубежья.
Однако нельзя познать систему как таковую, не проанализировав составляющих её элементов. В силу этого невозможно получить целостное представление об образовательном пространстве России, не рассматривая уникальность и динамику развития моделей образования в отдельных регионах как совокупности социально-экономических реалий, национальных и исторических традиций.
Незаслуженно обделенным вниманием исследователей истории образования является Юг России. Изучение истоков образования, его становление и развитие в Южно – российском регионе позволяет увидеть особенности его функционирования в различные исторические моменты, ход процесса подготовки кадров в зависимости от меняющихся политических, социальных и культурных условий жизни, становление педагогического образования.
Придя значительно позже к «культурной оседлости» (Д.С. Лихачёв) Юг России уже застал сложившуюся модель отечественного классического университета и науку как самостоятельный социальный институт и примеры крупнейших (Петербург и Москва) и рядом крупных (Казань, Киев, Харьков, Одесса, Дерпт) научных центров. Академическая наука максимально концентрировалась в Петербурге, вузовская наука развивалась в 15-20 городах, отраслевая практически не была развита.
Общеизвестно, что образовательный регион в истории развития отечественного образования не совпадал с административно-хозяйственным регионом. В силу этого, мы ограничим территориальные параметры, сфокусировав внимание на Донском крае, Ростовской области.
Специфика современного этапа истории образования заключается в стремительном динамизме. В поисках путей развития современного высшего образования создание нового следует считать целесообразным лишь тогда, когда оно не разрушает старого, традиционного, а приумножает и развивает историческое данное с учетом новых социокультурных реалий.
Интерес учителей к истории образовательного пространства России и его составляющего элемента – Южно-Российского региона способствует развитию их культурной идентичности.
Данный курс является авторским и разработан как национально – региональный и вузовский компоненты содержания учебного плана. Он теснейшим образом связан с обязательным курсом «История педагогики и образования», являясь его логическим продолжением и конкретизацией.
|
|
Цель спецкурса: раскрытие истоков, путей и итогов становления и развития образования в социо - культурном пространстве Южно-Российского региона.
Задачи спецкурса:
· раскрыть генезис образования в регионе,
· показать предысторию высшего образования в регионе,
· проследить роль Варшавского императорского университета в истории высшего образования региона;
· выделить этапы развития высшего педагогического образования в регионе и его итоги,
· овладеть навыками работы с историографическими источниками,
· стимулировать социальное творчество студентов, включение их в процесс экологии историко – культурного наследия региона.
Данный спецкурс введён в учебный план как национально – региональный компонент, обеспечивающий «погружение» студентов в историко – образовательное пространство своего региона. Курс приближает процесс личностно – профессионального развития студентов к конкретной среде их жизнедеятельности и реального педагогического процесса, выполняя интегрирующую функцию гуманитарной, культурологической, интеллектуальной, творческой составляющих личностно-профессионального развития специалистов сферы образования.
Данный курс создает представление об основных исторических этапах развития образования в регионе, путях организации народного образования и развития национальных систем образования.
Курс позволяет также создать целостные представление о генезисе школы и институтов воспитания и дает знания о динамике развития региональной системы образования, способствует пониманию диалектики развития педагогических процессов и явлений, что позволяет глубже осмыслить проблемы современной педагогической науки и практики. Отдельные темы, касающиеся реформирования образования на различных исторических этапах его развития, прямо выводят на осмысливание задач педагогического творчества, рефлексии.
|
|
Курс предполагает преодоление ограниченного, узкого подхода к изучению историко-педагогического процесса, как якобы принадлежащему только прошедшему и не имеющему отношения к настоящему и будущему, с одной стороны, и оторванному от целостного генезиса духовной культуры человечества, в частности педагогики, с другой.
Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знания о процессе развития образования и содействует становлению мировоззрению и педагогического профессионализма.
В силу вышеизложенного курс способствует укреплению позиции педагогики в подготовке учителя к гуманному и компетентному решению жизненно важных педагогических проблем в системе «человек-человек».