24 сентября 1865 г.
Милостивый государь Соломон Степанович!
... Открытия училищ в обеих станицах было очень торжественно: в Потемкинской станице был полный станичный сбор, и граждане очень удобно смогли все участвовать при открытии местного учебного заведения...
В Терновской станице открытие училища сопровождалось еще лучшей обстановкой: мною приглашены были учителя соседних училищ, благочинный Иванов, хор певчих, и ход торжества был действительно хорош и впечатлителен для граждан, особенно для раскольников. После молебна и они приходили в училище посмотреть, высказав свое желание отдавать детей учиться...5 числа я открыл училище в Пятиизбянской станице. Торжество было, смотря по местности, очень хорошо. При молитве участвовали православные, но потом собралось много и староверов, смотревших сначала исподлобья. Я старался говорить с ними о необходимости ученья их детям, по крайней мере первых знаний. Из поступивших детей - 1 раскольник, отец которого подвыпивши, открыл нам, что он "не послушал своей бабы и привел сына учиться". Многие раскольники обещали отдавать детей, но по окончании работ и с условием не учить закон божий или учить по их книгам. Но это в скором времени переменится.
Ученики в Пятиизбянском училище также прибавляются. Теперь их 21 ученик. Все училища достаточно снабжены книгами. С 6 сентября я проехал до Сиротинской станицы. Сбор учеников был по случаю работ полевых половинный...
С совершенным уважением и преданностью имею честь остаться вашим покорнейшим слугою Берг
ГАРО, ф. 358, оп. 1,д. 361, лл. 88 - 89.
ВОСПОМИНАНИЯ ЧЛЕНА РОСТОВСКОГО УЧИЛИЩНОГО СОВЕТА О СОСТОЯНИИ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ В РОСТОВСКОМ УЕЗДЕ И О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА В 60 - 70-х годах
1898г.
В 1867 г. вслед за введением земских учреждений открыт был в Ростове уездный училищный совет. Первый состав его был из следующих членов: от духовного ведомства - Сластовников, от Министерства народного просвещения -Панченко, от Министерства внутренних дел - Сербинов, от г. Ростова - Бажов, от г. Таганрога - Алфераки, от земства - Баташев и Шабельский. Председателем своим совет избрал меня. В должности этой я состоял до 1872 г.
Действия училищного совета начались с приема в заведование свое существовавших до того начальных училищ. По сообщенным совету сведениям, таких училищ числилось всего до 25, из которых почти половина именовалась церковно-приходскими (некоторых из последних фактически не существовало).
Прием и осмотр этих училищ произведены мной и членом Сластовниковым совместно. Представленные нами училищному совету отчеты изображали положение дела народного образования, как и следовало ожидать, в весьма мрачном виде: внешняя обстановка всех почти осмотренных училищ, за исключением городских, непригодна; материально училища ничем не обеспечены; учителей подготовленных не было (это были большей частьюотставные солдаты и другие разночинцы); определенного жалованья они не получали, а пользовались взымаемой ими с учеников платой от 50 коп. до 1 руб. в месяц с каждого; классного обучения не существовало, и учителя занимались с каждым учеником отдельно; учебниками служили преимущественно букварь, Часослов и Псалтырь на церковно-славянском языке; о понимании читаемого по книгам не спрашивалось, закон божий, за исключением заучиваемых без всяких объяснений молитв, нигде не преподавался; верхом успеха обучения считалось, когда ученик научится писать; внимание и прилежание возбуждалось разными взысканиями, преимущественно телесными. В селениях самых больших, даже ближайших к городам, с трудом можно было встретить грамотного человека.
При таком положении дела училищному совету предстояла прежде всего задача - открытие новых училищ, с иной обстановкой. Земство, с которым, кстати сказать, совет все время шел рука об руку в деле народного образования, в самом начале деятельности своей выработало основания, на которых должны быть открываемы земские училища. От местных сельских обществ требовалось помещение для училища, отопление и служители; все остальные расходы, т. е. жалованье законоучителю и учителю и учебные пособия земство принимало на себя. Несмотря на такие доступные, по-видимому, для всех обществ условия, училищному совету не сразу удалось достигнуть своей цели: сельские общества до того слабо отзывались на призыв земства, что членам совета приходилось чуть не проповедовать о необходимости и пользе новой школы. Наконец, при общих усилиях училищного совета и земской управы открыты были земские училища в селениях: Батайске, Койсуге, Новобатайске, Новониколаевке, Самарском, Екатериновке, Александровке, Николаевке, Покровском, Троицком, Кущевке, Лакедемоновке и в местечках Кагальнике и Ейском укреплении.
Правильная постановка в открытых училищах школьного дела составляла предмет особенных забот училищного совета. Нелегко было проводить и применять все принимаемые в этом отношении меры. На первое время встречалось даже затруднение в приискании учителей, знакомых с лучшими приемами обучения. Случались и неожиданные и даже курьезные препятствия. Так, между прочим, в самом начале возникло чуть не гонение на учителей за звуковой способ обучения и "Родное слово", как учебники для чтения: родители требовали от учителей учить детей их по-старому. Неправильное посещение учениками школы долго было самым больным местом в деле обучения: родители отвлекали детей от школы для домашних и полевых работ на все время, начиная с половины марта и до конца ноября, так что в училищном совете возбуждался уже вопрос о необходимости введения обязательного обучения детей школьного возраста.
С городскими начальными училищами (их было всего 3 - по одному в Ростове, Таганроге, Азове), бывшими в ведении Министерства народного просвещения, было, конечно, меньше хлопот, и училищному совету оставалось только заботиться об увеличении числа их, соразмерно с населением.
Ив. Романченко. "Итоги народного образования в г. Ростове-на-Дону".
Ростов-на-Дону, 1898, стр. 158-159.