"Консъюмеризм" – движение потребителей в защиту своих прав – возникло в середине 60-х годов. Это движение пришло на смену понятию "суверенитета" потребителей (свобода и независимость). Теоретики консъюмеризма рассматривают движение потребителей как продукт экономической эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателей. Вместе с тем, на рынке появляются товары, не отвечающие требованиям потребителей и даже приносящие им вред (например, синтетика, непроверенные лекарственные препараты и др.).
В современном мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое развитие. Используется издание различного рода журналов, реклама, проведение консультаций потребителей, независимых экспертиз товаров, предъявление исков на некачественные товары и услуги. Активное развитие получает работа по воспитанию потребителей, пропаганда культуры потребления и т.п. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств приняты социальные законы о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практику, Генеральная Ассамблея ООН в 1985 году разработала "руководящие принципы для защиты интересов потребителей" в следующих целях:
|
|
· содействовать странам в борьбе с вредной деловой практикой предприятия на национальном и международном уровнях, которая отрицательно сказывается на потребителях;
· поощрять создание рыночных условий, предоставляющих потребителям большой выбор при более низких ценах;
· поощрять высокий уровень эстетических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг для потребителей.
В настоящее время приняты "Семь прав потребителей":
1. Право на безопасность - защита против товаров или услуг, опасных для жизни и здоровья.
2. Право быть информированным – предоставление информации, необходимой для выбора товаров (что покупают, условия продажи, гарантии, вероятный риск и т.п.).
3. Право выбора – предоставление достаточного разнообразия товаров и услуг при наличии конкуренции и ограничении монополизма.
4. Право быть услышанным – гарантия того, что интересы потребителей получат поддержку со стороны предприятий и правительства.
5. Право на возмещение ущерба – возможность получения компенсации за введение в заблуждение, недоброкачественность товаров или неудовлетворительные услуги.
6. Право получения образования - приобретение знаний и навыков, необходимых потребителю для принятия решений.
7. Право на здоровую окружающую среду - обеспечение условий жизни и работы в окружающей среде, не представляющей угрозы для нынешнего и будущего поколений.
|
|
В настоящее время действует Международная организация союзов потребителей. Она объединяет 66 стран. В России образована Федерация обществ потребителей, охватывающая общества потребителей различных регионов страны. Она ставит перед собой несколько целей. Прежде всего – это защита прав потребителей в правительстве, государственных и хозяйственных органах при принятии законов. Общество всячески содействует насыщению рынка товарами народного потребления, проводит общественную независимую экспертизу товаров. Свою деятельность оно основывает на принятом в 1991 году законе Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Т е м а 5. ТОВАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА
Содержание:
В данной теме рассматриваются содержание и основные направления реализации товарной политики предприятия: планирование ассортимента, понятие и виды "жизненных циклов" товара, этапы разработки нового товара, виды товарных марок, понятие качества и конкурентоспособности товара.
Цели обучения:
Изучив тему, студенты должны достичь следующих результатов:
1. Уметь анализировать ассортимент предприятия с точки зрения его соответствия запросам целевого рынка и возможности получения прибыли.
2. Определить стадию "жизненного цикла" товара и изменять стратегию маркетинга в зависимости от содержания этапа "жизненного цикла".
3. Разработать план маркетинга по внедрению нового товара с учетом издержек на его производство и ценовой политики предприятия.
4. Понимать значение марочной политики предприятия, виды товарных марок.
5. Знать основные различия между понятием "качество" и "конкурентоспособность".
6. Уметь определить конкурентоспособность конкретного товара на рынке.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дайан А. и др. Академия рынка. Маркетинг / Пер. с фр. – М.: Экономика, 1993. – С. 41-44, 234-235.
2. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. - М.: Внешторгиздат, 1990. - Гл. 6. - С. 57-68.
3. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. – М.: Высшая школа, 1995. – Гл. 3.
4. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М.: Международные отношения, 1991. – Раздел 4, 5.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1993. – Гл. 8-9.
6. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг – СПб: Наука, 1996. – Гл. 6-10.
7. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 1991. – Гл. 9.
8. Романов А.Н. Маркетинг. – М.: Банки и биржи, 1995. – Разд. III.
9. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1990.
1. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ