Педагогика - это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. По мнению В. А. Сластенина и других исследователей, объектом педагогики «выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика»(Сластенин В.А. и др.Педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 60)
Понятие «образование» рассматривают и другие науки: философия, социология, психология, экономика и т.д. Однако они не касаются закономерностей целостного процесса обучения, воспитания и развития личности.
Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах - в семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях (Сластенин В.А. и др.Педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 61.)
Педагогика изучает: сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса. Это наука о целостном процессе образования человека,включающем в себя обучение, воспитание и развитие личности. По мнению публициста и педагога С.И. Гессена, «педагогика - наука. Этим она отличается от самого образования, служащего ее предметом» (Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 22).
Предмет педагогики обусловливает функции педагогики, осуществляющиеся в органическом единстве.
Схема 1
Исходя из приведенных в схеме 1 педагогических функций, основными задачами педагогики являются:
· анализ современного состояния и прогнозирование развития образования
в будущем;
· разработка теоретико-методологических основ образования;
· выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления
педагогическими системами;
· определение содержания образования в конкретных условиях;
· разработка образовательных стандартов;
· разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
· изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
· внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
· изучение истории развития образования и педагогической мысли.