Государственной религией сасанидского Ирана был зороастризм, и это показывает преемственность между Сасанидским и Парфянским государствами. Именно при Сасанидах была кодифицирована Авеста – сложный комплекс зороастрийских текстов разного времени. Произошло это, очевидно, в III—IV вв. (в основном стараниями мобеда Тансара).
В пределах Ирана еще в парфянский период появились христианские общины. При Сасанидах число христиан, особенно в областях с арамейским населением и в Хузистане, росло, несмотря на отдельные периоды гонений. После осуждения ереси Нестора на Эфесском соборе 431 г. несториане бегут в пределы Сасанидского государства, а сама несторианская церковь, как гонимая в Византии, пользуется известным покровительством со стороны шаханшахов.
Месопотамия издавна стала пристанищем для иудейских общин. Здесь был разработан «Вавилонский талмуд» — один из двух вариантов этого свода комментариев иудаизма.
В восточных же областях Ирана получил распространение буддизм. Таким образом, в пределах Ирана встретились крупнейшие религии той эпохи.
|
|
Помимо текстов Авесты при Сасанидах возникла значительная религиозная зороастрийская литература на среднеперсидском языке. Этот язык сложился на основе говоров Парса, но под влиянием наречий Мидии и парфянского и, как уже сказано, впервые в истории иранских языков стал по-настоящему литературным языком. Однако активное употребление его несколько затруднялось тем обстоятельством, что при использовании графического письма (на основе арамейского шрифта) в среднеперсидском языке (парсик, пехлеви, дари) часть слов писалась в форме арамейских идеограмм, которые люди, знавшие письмо, как полагают, должны были произносить по-ирански. Число таких идеограмм достаточно велико, и, что самое главное, ими обозначались наиболее употребительные глаголы, союзы и т.д. Такая сложность письма, естественно, затрудняла его распространение, и знание письма было в сасанидском Иране уделом образованных лиц — духовенства и писцов.
И все же к концу Сасанидского времени сложилась значительная литература на среднеперсидском языке. Основные жанры:
1) зороастрийские тексты
2) исторические сочинения, называемые "Хвадай-намак" ("Книги владык"). В оригинале они не дошли до нас, но выдержки и пересказы сохранились у арабских авторов и у Фирдоуси. Эти сочинения содержали историю шахов, изложение велось по годам правления. Сохранились и биографические исторические сочинения (Арташира I, Маздака и др.)
3) при Сасанидах возникла и художественная литература как таковая. Она питалась богатейшим иранским эпосом, который включался в исторические труды и мог предоставить сюжеты для самостоятельных произведений. Цикл сеистанских сказаний о Рустаме бытовал в Иране в разных вариантах. Один из них впоследствии вошел как составная часть своеобразной антологии иранского эпоса в упомянутые «Хвадай-намак» и сохранился в пересказе Фирдоуси и других новоперсидских поэтов. Другой вариант сказания (возможно, северо-западного происхождения) известен нам из пересказа «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци. Дошли и отрывки среднеазиатских версий.
|
|
На иранской почве перерабатывались произведения, пришедшие из Индии и других стран. Пример – книга "Хазар афсане" ("Тысяча сказок"), переложенная с одного из индийских языков на среднеперсидский. Позже арабский перевод стал основой знаменитой "Тысячи и одной ночи".
4) правовая литература была чрезвычайно актуальной. Существовали специальные школы правоведов, комментировавшие юридические акты с учетом мнений юристов разных эпох. Сохранился один памятник такого рода - "Книга тысячи решений", составленная в последние годы царствования Сасанидов.
5) существовала и другая научная литература – медицинская, географическая. На медицину Ирана большое влияние оказала греческая и индийская медицина. При Хосрове I в Иране нашли убежище сирийские и греческие врачи, основавшие в г. Гундешапуре медицинскую школу. Более развита была географическая литература, типа "Города Ирана" и др. Эта литература оказала большое влияние на арабскую и армянскую географическую литературу. Но среднеперсидские географы заимствовали у греков деление на климаты, позже использованное и арабскими географами.
В Иране той поры высокого уровня достигли переписка и оформление рукописей. Многие образцы сохранялись в некоторых областях (например, в Фарсе) еще в Х в., и их видели арабские ученые. По описаниям последних, такие рукописи содержали не только тексты, но и богатые иллюстрации, в том числе портреты сасанидских владык.
С Сасанидским Ираном связано совершенствование индийской игры в шахматы и изобретение новой, ставшей популярной на Востоке – нардов.
Высокого уровня достигла строительная техника и архитектура. Об этом свидетельствуют развалины столицы, Ктезифона, ряд других памятников. Некоторые из памятников Сасанидской эпохи сохранились и на бывшей территории СССР – в Дербенте. Широко были распространены рельефные и барельефные изображения шахов и их противников или союзников.
Высокого искусства в Иране достигла чеканка по серебру. Великолепные образцы ваз, блюд, кубков, чаш, лампад, светильников, подносов и др. сохранились в Эрмитаже и других музеях.
Среди чудес империи Сасанидов называют трон и короны шахиншахов, богатство которых ослепляло. Среди величайших сокровищ, которыми обладал Хосров II, был ковер, изображавший весну с таким совершенством, что, разостланный в приемном зале царя зимой, он создавал иллюзию расцвета природы.
В целом же культура Сасанидского Ирана значительна тем, что она оказала огромное влияние на формирование арабской культуры. В то же время сама Сасанидская цивилизация представляла собой сложный синтез культуры иранских народов с элементами индийской, арамейской, греческой культур. Это и позволило ей занять высокую ступень на лестнице общечеловеческой цивилизации.
Арабы и Арабские государства
1. Доисламская Аравия.
2. Ранний ислам. Хиджра.
3. Внешняя политика Арабского халифата.
4. Социально-экономические отношения при первых халифах.
5. Халифат Омейядов.
6. Халифат Аббасидов.
7. Государства распавшегося халифата.