Существует 2 подхода

1) Крохина – ответственность за налоговые правонарушения относится либо к разновидности финансовой ответственности, либо является самостоятельным видом юридической ответственности.

2) Бахрах – налоговая ответственность не носит самостоятельного характера и является разновидностью административной ответственности.

Критерии разграничения налоговой и административной ответственности.

А) принято выделять карательную и компенсационную (восстановительную) природу юридической ответственности. Наличие в НК возможности взыскания не только штрафа, но и пени, указывает на карательный и восстановительный характер ответственности. В гл. 15 КоАП – санкция только штраф (карательный характер).

Б) субъектный состав – круг лиц, который привлекается к ответственности. П. 1 ст. 107 НК – организации и ФЛ несут ответственность. В КоАПе – должностные лица организации ст. 15.3 – 15.9КоАП. Только в ст. 15.6 КоАП наряду с должностными лицами ЮЛ выделяют еще и граждан (Статья 15.6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей).

Примечание к ст. 15.3 КоАП. ИП не могут быть привлечены как должностные лица. Вывод - Налогоплательщики и налоговые агенты являются физическими лица, не несут административной ответственности, кроме деяний, предусмотренных ст. 15.6 КоАП.

ПП ВАС РФ от 27.01.2003 п. 2

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 НК РФ в соответствующих случаях субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.

Доказательство существования самостоятельной ответственности. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК).

Ч. 1 ст. 1.1 КоАП Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

То есть единственным актом на федеральном уровне является КоАП. Следовательно, НК РФ не является актом об административных правонарушениях и рассматриваемые в нем правонарушения не являются административными.

Порядок производство по делу об НПН отличается от административного порядка.

ВАС 2001 признает существование налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. При решении вопроса о разграничении ответственности судам приходится исходить из того, что одно и тоже правонарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и как иное, не являющееся налоговым. В связи с чем налогоплательщики физические лица за совершенные ими деяние не могут быть привлечены к налоговой и административной ответственности.

Определение КС РФ от 5 июля 2001 г. N 130-О – налоговые органы ошибочно полагают, что за деяния, предусмотренные ст. 119 НК законодатель установил два вида ответственности (налоговую и административную). П. 3.1 - полномочия налогового органа действующего властно - обязывающим образом налагать штраф за нарушения налогового законодательства означает, что им применяется санкции по сути являющиеся административно-правовыми, а не уголовно-правовыми и гражданско-правовыми, то есть имеет место быть административная ответственность за налоговые правонарушения. Данный вопрос актуален не только для государства, которое несет значительные имущественные потери, но и для правонарушителя. Заинтересованность государства выражается в том, что меры ответственности за налоговые правонарушения носят имущественный характер (штраф и пени). За их счет предполагается пополнение бюджета. Таким образом, заинтересованность правонарушителя в том, что санкции - это дополнительные потери. Вопрос о существовании 2 – х противоположных взглядов на правовую природу налоговой ответственности будет продолжаться до тех пор, пока законодатель не сделает выбор в пользу той или иной концепции.

40. Обстоятельства, влияющие на ответственность

Поскольку все НПН могут быть обусловлены различными причинами законодатель дифференцировал ответственность для каждого конкретного случая путем установления обстоятельств, смягчающих, отягчающих ответственность, а также обстоятельства, исключающие ответственность. Эти обстоятельства могут влиять на размер санкции за конкретное правонарушения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: