Отличительным признаком профессионального консультанта и психотерапевта является его этичность во взаимоотношениях с клиентом. Система ценностей консультанта является определяющей этичного поведения. Затруднительно было бы вкратце описать этические принципы и сформулировать, что есть этичное поведение. Существуют, однако, типичные вопросы,то и дело встречающиеся в практике консультирования и психотерапии. Комитет поэтическим нормам при Американской психологической ассоциации опубликовал «Свод этических принципов» [9] в сочетании с предлагаемыми поправками, чтобы помочь психотерапевтам и консультантам принимать решения по вопросам этики. Можно привести несколько примеров.
1. Каким образом мне уведомить клиента о своей реальной квалификации, не вводя его в заблуждение? Психолог-консультант обязан придерживаться высочайших профессиональных стандартов, не заявляя прямо и не допуская возможности таких толкований, будто бы он обладает квалификацией, которой на самом деле у него нет. Предлагать свои услуги он должен с достоинством, в виде информации для профессионалов, а не коммерческой рекламы или апелляции непосредственно к потенциальным клиентам [9, р. 9].
|
|
2. Должен ли я извещать свою организацию, что, по моему мнению, данный клиент представляет потенциальную опасность (например, способен на убийство или самоубийство)? Должен ли я сообщать.преподавателю, что клиент постоянно пользуется на экзаменах шпаргалками? В «Этическом кодексе» [9, р. 4] указано, что «главной обязанностью психолога является уважение к личностной целостности и защита благополучия клиента...» и что «психолог должен хранить профессиональные сведения в тайне» [9, р. 5]. Однако благополучие индивидуума не всегда имеет наивысший приоритет.
В разделе 1 [9, р. 2] утверждается, что «в конечном счете, психолог предан общественным интересам, и в его профессиональном поведении должно проявляться сознание своей социальной ответственности». Еще один принцип, относящийся к вопросу о суициде, сформулирован следующим образом [9, Sec. 2с, р. 5]: «Когда конфиденциально полученная информация указывает на несомненную и близкую опасность того, что клиент способен причинить серьезный вред себе или другим людям, со стороны психолога может потребоваться насильное вмешательство». Вопрос о шпаргалках менее ясен. Консультант должен обозначить свое намерение известить об этих фактах третьих лиц и постараться согласовать эти намерения с клиентом. «В ином случае, сведения, полученные в ходе выполнения профессиональных задач, должны держаться в тайне, с учетом того, что клинические или консультационные взаимоотношения могут развиваться в полной мере только в атмосфере доверия, и что психолог может наиболее эффективно служить обществу, не раскрывая ставшие ему известными конфиденциальные сведения об антисоциальных событиях или намерениях, а помогая индивидуумам осознавать себя в качестве социально компетентных личностей» [9, р. 5]. Если консультант нарушит такую тайну, работая, например, в обстановке школы или колледжа, эффективность его дальнейшей работы сучащимися может снизиться.
|
|
3. Если я направляю клиента к другому специалисту, в какой момент кончается моя ответственность? Поэтому вопросу кодекс предельно ясен. Такое направление обязательно, когда консультант осознает, что недостаточно компетентен для работы с данным клиентом. На вопрос отвечает следующая цитата: «В случаях направления к другому специалисту ответственность психолога за благополучие клиента в норме продолжается до тех пор, когда эта ответственность будет принята специалистом, к которому направлен клиент, или когда эта ответственность будет снята по обоюдному согласию» [9, Sec. 2g, p. 8].
4. Являются ли результаты тестов конфиденциальной информацией? Будутли данные тестов конфиденциальными или нет, зависит оттого, как они были получены. Если клиент прошел тестирование в рамках требований при поступлении в колледж, он знает, что несколько человек так или иначе ознакомятся с результатами, однако понимает, что публично разглашены эти сведения не будут. Но в том случае, если клиент прошел тест Векслера-Бельвью в ходе терапии, подобная информация, как правило, будет отнесена к конфиденциальной. Здесь применимы те же самые принципы, что изложены в пункте 2, то есть в таких случаях психотерапевтический консультант должен руководствоваться собственным добросовестным усмотрением. Если он будет выглядеть слишком жестким в вопросе предоставления информации о своей студенческой клиентуре, его куратор или коллеги могут обидеться на такой «этический педантизм». Однако рассказ о результатах во время обеда или на бегу в коридоре, вероятно, слишком далеко передвинул бы границы допустимого в противоположную сторону, поскольку подобная атмосфера придает сказанному тональность сплетни. Приемлемой практикой представляется разглашение информации о клинических тестах только на профессиональных совещаниях. Любое иное распространение информации должно производиться только с разрешения клиента. Многие организации, запрашивающие информацию, обычно предлагают клиенту подписать разрешение на «рассекречивание» клинических сведений.
5. Что я могу ответить на расспросы родителей о том, какие проблемы обсуждались во время сеансов? Работающие в школах и колледжах консультанты, к примеру, постоянно озабочены этой проблемой. Преподаватель во время обеда спрашивает о проблемах клиента. Что может сказать консультант? В случае маленьких детей, приведенных к психотерапевтическому консультанту их родителями, допустима более развернутая передача информации. Причем это лучше делать в виде интерпретаций и рекомендаций, а не прямым текстом. Так не будут поставлены под угрозу взаимоотношения с ребенком. При работе с подростками и взрослыми консультант должен признать правомерность интереса родителей и расспросить их об особенностях поведения клиента, которые они могли заметить. Благодаря этому консультант получает возможность пользоваться при интерпретации для родителей сведениями, полученными от них же самих, не затрагивая конфиденциальную консультационную информацию. Такая техника отвлекает внимание родителей от состоявшихся с клиентом бесед, одновременно позволяя им узнать то, что их интересует. При этом также обходится тот неприятный момент, когда консультант бывает вынужден прямо отказаться обсуждать материалы бесед с клиентом. При возникновении подобных вопросов у психотерапевта появляется прекрасная возможность понаблюдать за родителями, как в плане получения дополнительной информации для помощи клиенту, так и для того, чтобы определить, не будетли целесообразно предложить родителям самим обратиться за помощью в связи с данной проблемой.
|
|
6. Должен лия сообщить клиенту, что наша беседа записывается? Запись информации без ведома и разрешения клиента, вообще говоря, считается неэтичной. Клиенты допускают, что материалы бесед будут фиксироваться в той или иной форме, в виде заметок или итоговой сводки. Некоторые из них нервничают и предпочитают, чтобы записи не велись; но возражают они редко. Здесь очень помогают ненавязчивое отношение ко всему этому вопросу и отсутствие чрезмерного ажиотажа по поводу разрешения вести записи. Обычно бывает вполне достаточно разъяснений, что такова рутинная практика, поскольку консультанту нужно будет просматривать и изучать материалы, заверений, что к записям никто не будет иметь доступа, и что никакие сугубо интимные данные в них не указываются.
7. Могу ли я упоминать имя своего клиента на совещаниях персонала? Вопрос, упоминать или не упоминать на совещаниях имена клиентов, зависит, в основном, от состава присутствующих и от нравов, царящих в данном заведении. В том случае, когда весь персонал проникнут осознанием этических принципов относительно конфиденциальности глубоко личных сведений, указание имен можно считать допустимым. Такое решение оправдывается тем соображением, что происходящий обмен информацией в конечном счете должен послужить на благо клиента. Сдругой стороны, административная политика может настаивать на строго интерпретационном обсуждении, при котором никакие имена на совещаниях персонала не упоминаются. Кодекс гласит: «Психолог должен сообщать о результатах своих клинических изысканий в манере, наилучшим образом соответствующей заботе о благополучии его клиента... Психолог должен предоставлять клиническую информацию о своем клиенте только специалистам, от которых клиент с разумной долей уверенности может ждать содействия и усилий психолога помочь ему, а для любой передачи информации, выходящей за такие общепринятые рамки, необходимо заручиться согласием клиента» [9, Sec. 2e, р. 6].
|
|
Рассмотренные проблемы составляют только малую выборку из множества тех, с которыми психотерапевтический консультант сталкивается в своей повседневной практике. Поскольку среди них наряду с учетом строгих фактов встречаются элементы оценочных суждений, консультанту в случае затруднительных этических проблем целесообразно советоваться со своими коллегами. Консультант также должен пристально приглядываться к себе в области этики и тех вопросов, в которых имеет предубеждения, чтобы выявить возможные сомнительные элементы и конфликты ценностей в связи с этическим содержанием его поведения. И наконец, одна из самых главных гарантий против неэтичного поведения — это знания и опытность.
Существуют и другие важные, требующие ответа вопросы, например, чем обусловлена неэтичная практика? Является ли неэтичным причинение вреда или неприятностей клиенту вследствие невежества или недостаточной подготовки консультанта? Швебель [267] утверждает, что ошибочные суждения и невежество, хотя и опасны, и требуют серьезных выводов в вопросах отбора и подготовки, сами по себе, строго говоря, не являются неэтичными. Далее он теоретизирует, что неэтичная практика, как правило, обусловлена эгоистическими интересами. Под «эгоистическими интересами» Швебель понимает стремление к личной выгоде, самосовершенствованию, к повышению безопасности и статуса за счет других. Таким образом, конфликты часто возникают из-за внедрения в консультационный процесс интересов консультанта. Вренн [325] подчеркивает, чтоличная система ценностей консультанта является основой консультационной этики. Кроме того, он утверждает, что этичное поведение со стороны консультанта подразумевает нечто большее, нежели подписание этического кодекса; необходимо также чувство ответственности, чтобы соотносить свое поведение со своими этическими принципами.