Поведение участников

Хотя участники зачастую прибегают к тем или иным пере­численным выше методам, для поведения участников можно указать ряд специфических особенностей.

Участие и громкость. Коэффициент участия каждого члена группы можно определить, просто отмечая высказывания чле­нов группы. Если участник говорит дольше среднего времени, отметку можно подчеркнуть. Если его голос был особенно гром­ким, отметку можно выделить жирным шрифтом, чтобы ука-I зать на силу реакции.

Виды апелляции. В любом обсуждении можно определить, к чему апеллирует выступающий участник, и как он влияет на группу. Иногда это влияние может быть совершенно явным, а иногда более тонким. Вот некоторые примеры.

Апелляция к логике и рассудку: «Представляется, что разумней...».

Апелляция к интересу: «Интересно было бы...».

Апелляция к благоразумию: «Хватит дурачиться».

Апелляция к этикету и хорошему вкусу: «Ну, не при дамах».

Апелляция к удовольствию: «Как здорово было бы...».

Апелляция к потребностям, таким как зависимость: «Нам бы надо...».

Косвенное влияние. Многие виды влияния участников на груп­пу оказываются неявными, косвенными, поскольку не связаны прямо с темой или содержанием дискуссии. Некоторые приме­ры таковы — личные характеристики (другой пол, возраст, рост), характеристики статуса (профессия, положение, участие в об­щественной жизни, образование, опыт), невербальные «сиг­нальные» средства (иная громкость голоса, сексуальная привле­кательность, волнение и нетерпение, молчание, сменяющееся энергичной деятельностью, пристальный взгляд). В ходе таких наблюдений полезно выделять тех участников, чье поведение отличается от поведения группы в целом, например, тех, кто говорит спокойным тоном, когда все вокруг кричат. Таким об­разом, хотя можно следить за конкретным человеком, полезно учитывать и всю группу в качестве системы отсчета.

Модель «адресаций». Определенные люди в группе, по-види­мому, отличаются способностью чаще других быть объектом «ад­ресации» со стороны остальных ее членов. Иногда члены группы обращаются ко всей группе. Однако в других случаях кто-то из членов группы словно бы притягивает, а то и монополизирует внимание и коммуникационную направленность группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: