Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться собственником; уполномоченным собственником государственными органами или органами местного самоуправления; учредителями (участниками) негосударственных коммерческих организаций.
Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.
Учредительными документами государственных учреждений в одних случаях может быть устав, в других — положение о данном учреждении. Естественно, что различен и порядок их утверждения.
Учредительными документами негосударственных коммерческих предприятий являются: а) хозяйственных товариществ — учредительный договор; б) хозяйственных обществ; кроме акционерных — учредительный договор и устав; в) акционерных обществ — устав; г) производственных кооперативов — устав. Особенности порядка утверждения учредительных документов каждого вида этих организаций определены ГК РФ и законами о них1.
|
|
1 Предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральными законами: от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц", от 21 марта 2002 г. "О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", предусматривающим особенности регистрации определенных видов юридических лиц" // СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. ct. 3431; 2002. № 12. Ст. 1093.
Раздел II. Субъекты административного права!
Глава 9. Предприятия, организации и учреждения
1 См.: постановления Правительства РФ от 17 мая 2002 г. "Об уполномо- | ченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем госу- | дарственную регистрацию юридических лиц" (СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872); от | 19 июня 2002 г. "Об утверждении Правил ведения государственного реестра | юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений" (СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2585). |
Данные государственной регистрации включаются в единый! реестр юридических лиц1.
Предприятие и учреждение считается созданным с момента!
внесения в государственный реестр юридических лиц записи о егоз
регистрации..
Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установ-j ленного законодательством порядка создания предприятия, учреж-' дения, а также несоответствия учредительных документов его требованиям.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" предназначен для регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра юридических лиц.
|
|
Ликвидация предприятия, учреждения производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учреждение; достижение цели, ради которой оно создано; признание судом недействительной его регистрации.
Предприятие, учреждение может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего: разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом,; либо с иными грубыми нарушениями закона или иных правовых; актов. Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть; предъявлено в суд государственным органом или органом местно-,' го самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено Законом (ст. 61 ГК РФ).
Предприятие может быть ликвидировано также в случае при- -знания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.
Предприятие, учреждение считается ликвидированным после, внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган. Такой контроль имеет целью пре-
дотвращение злоупотребления доминирующим положением предприятиями или ограничения конкуренции. Поэтому требуется согласие указанного органа на: а) создание, слияние и присоединение объединений коммерческих организаций (союзов, ассоциаций); б) слияние и присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплат труда; в) ликвидацию, разделение, выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.
Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации, или ограничению конкуренции, или представленная документация недостаточна для принятия решения.
Порядок и условия прекращения деятельности отдельных видов предприятий, учреждений регулируются соответствующими законодательными актами РФ.
Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий, учреждений может определяться правовыми актами общефедерального значения (например, бухгалтерий); актами, общими для отдельных видов структурных подразделений предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятельности (например, подразделений, ведающих вопросами кадров); локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, ибо предприятия, учреждения самостоятельно определяют структуру своих органов управления.