Ширина проезжей части, м | 6.0 | 7 – 7.5 | 10,5 | 14 (без разделительной полосы) | ||||
М1 | 1.2 | 1.0 | 1,4 | 1,2 | 1.0 | 1,0 | ||
Ширина обочины, м | <2,5 | >2,5 | ||||||
М2 | 0,85 | 1,0 | ||||||
Продольный уклон, ‰ | <30 | >30 | ||||||
М3 | 1,0 | 1,25 | ||||||
Радиусы кривых в плане, м | <350 | >350 | ||||||
М4 | 0,9 | 1,0 | ||||||
Наличие деревьев, столбов, опор, на обочинах и разделительной полосе | ||||||||
М5 | 1,5 | |||||||
Видимость в плане и профиле, м. | <250 | >250 | ||||||
М6 | 0,7 | 1,0 | ||||||
Мосты и путепроводы | ||||||||
М7 | 2,1 | |||||||
Нерегулируемые пересечения в одном уровне | ||||||||
М8 | 0,8 | |||||||
Пересечения в разных уровнях | ||||||||
М9 | 0,95 | |||||||
Населенные пункты | ||||||||
М10 | 1,6 | |||||||
Число полос движения | 4 и более | |||||||
М11 | 0,9 | 1,0 | 1,3 | 1,0 | ||||
Отсутствие ограждений в необходимых местах | ||||||||
М12 | 1,4 | |||||||
Железнодорожные переезды | ||||||||
М13 | 0,6 | |||||||
Таким образом, уточнённый метод позволяет более полно оценить опасность участка автомобильной дороги и обоснованно назначить очередность мероприятий по его улучшению.
Построение линейного графика итоговых коэффициентов аварийности.
Размещаем в линейный график аварийности на листе миллиметровой бумаги соответствующего формата, в масштабе заданный участок дороги. Исходные данные характеристик дороги заданны по вариантам в приложении №1:
|
|
- интенсивность движения;
- ширину проезжей части;
- ширину обочин и разделительной полосы;
- укрепление обочин;
- продольные уклоны;
- коэффициент сцепления;
- габариты мостов (месторасположение определяется в продольном профиле и на плане с уклоном не более 5‰);
- характер застройки вдоль дороги.
График вычерчивают в следующей последовательности:
1. Вычерчивают сетку графика в удобном масштабе (Мг1:5000; Мв1:1000) и заполняют ее исходными данными.
2. Вносят все заданные параметры и характеристики в соответствующие графы.
3. На ситуационном плане дороги показывают расположение застройки, пересечение, примыкание, габариты мостов (расположение определяется студентом в зависимости от схематического продольного профиля и ситуации, на пониженном участке с уклоном не более 5‰).
4. Расстояния видимости в плане и профиле определяется по схематическому продольному профилю студентом самостоятельно, уровень глаза водителя легкового автомобиля от поверхности дороги принимается 1.2 м;
6. Элементы пересечений и примыканий к основной дороге, интенсивность движения на них принимается студентом самостоятельно;
7. По данным задания на отдельном листе, необходимо вычертить характерные поперечные профили, план трассы, для определения начала и конца кривой, для определения видимости в плане участки кривой начертить дополнительно в более крупном масштабе.
|
|
8. По исходным данным находят и вписывают значения частных коэффициентов аварийности в соответствующие строки с учетом протяжения зон влияния отдельных элементов.
9. Определяют итоговые коэффициенты аварийности для каждого характерного участка дороги перемножением частных коэффициенты аварийности. и записывают их в отдельную графу (Кав итог). Для упрощения расчетов в начале целесообразно выделить частные коэффициенты, постоянные для всей протяженности дороги, найти их произведение, а затем определить итоговые коэффициенты аварийности в границах каждого отдельного элемента плана и профиля (характерного участка).
10. Строят эпюру изменения аварийности дороги по итоговым коэффициентам.
11. Проводят границы нормативных и предельно допустимых значений коэффициентов аварийности и выявляют опасные для движения участки.
12. На участках, где (Кав итог) > 15, необходимо построить дополнительную эпюру с учетом стоимостных коэффициентов и выявить очередность устранения опасных для движения участков дороги.
13. Определяют необходимые мероприятия по повышению безопасности движения.
14. Определяют итоговой коэффициент аварийности (Кав итог) после назначения мероприятий, и недолжен превышать значения 15, строят эпюру другим цветом или выделяют условным обозначением.
4. Заключение
Рассмотренная выше зависимость ДТП от дорожных условий позволяет сформулировать ряд требований к безопасности дорог:
- психологическая ясность направления дороги, в том числе на участках, расположенных за пределами непосредственной видимости. Зрительное ориентирование водителя в направлении дороги на расстояниях, превышающих нормативные значения видимости;
- возможность движения транспортных потоков и одиночных автомобилей на участках всех дорог (кроме автомобильных магистралей), расположенных в тесненных условиях рельефа и ситуации, независимо от их технической категории, со скоростями, которые по опыту эксплуатации соответствует минимальному количеству происшествий при современном составе и квалификации водителей (80- 90) км/час;
- взаимное сочетание элементов плана и продольного профиля должны обеспечивать безопасную скорость не ниже средних скоростей современных грузовых автомобилей;
- нельзя требовать, чтобы дороги гарантировали безопасность проведения гонок скоростных автомобилей;
- сочетание элементов дороги и окружающего ландшафта, обеспечивающие эмоциональную оптимальную нагрузку водителей;
- видимость из условия обгона на всем протяжении дороги, а на (60 – 70)% ее протяжения видимость, превышающая необходимую из условия обгона. Расстояния видимости должны соответствовать скорости на каждом из участков;
- разделение встречных транспортных потоков широкой полосой, поверхность которой должна создавать сопротивление движению, для остановки заехавшего автомобиля;
- устройство специальных дорожек для пешеходов и велосипедистов; наличие дополнительных полос движения для медленно движущегося транспорта или для снижения скорости при слиянии дорог;
- прочная ровная и шероховатая поверхность покрытий и обочин;
- постоянство характеристик дороги в течение всего года, несмотря на меняющиеся условия погоды; стабильность коэффициента сцепления шины колеса с покрытием дороги; для дорог с высокой интенсивностью ночного движения – искусственное освещение;
- возможность безопасного съезда с дороги автомобиля, потерявшего управляемость или с испорченными тормозами, по пологим откосам невысоких насыпей, в местах где это невозможно, устройство ограждений, удерживающих автомобили с минимальными повреждениями и без отбрасывания назад на проезжую часть и т. д;
Перечисленная тематика, конечно, не исчерпывает перечень вопросов, актуальных для обеспечения безопасности движения силами дорожных организаций; однако, несомненно, что их решение будет способствовать снижению влияния дорожных условий на возникновение дорожно-транспортных происшествий.
|
|
5.2. Выполнение практической (расчетно-графической) работы №2
В практической работе №2 на этом же заданном участке производится оценка транспортно-эксплуатационного состояния по степени соответствия нормативным требованиям основных транспортно-эксплуатационных показателей дороги, которые приняты за ее потребительские свойства. Оценка транспортно-эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги - это диагностика и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дорог и дорожных сооружений, наличии дефектов и причин их появления, характеристиках транспортных потоков и другой необходимой оценки и прогноза состояния дороги и дорожных сооружений в процессе дальнейшей эксплуатации, технического уровня степени соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при ремонте) геометрических параметров, характеристик дороги и инженерных сооружений, которые приняты за ее потребительские свойства.
Транспортно-эксплуатационное стояние дороги – это комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент диагностики и оценки, обеспечивающих ее потребительские свойства.
Потребительские свойства дороги – это совокупность ее транспортно-эксплуатационных показателей, непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К ним относятся: обеспеченная дорогой скорость, непрерывность, безопасность, удобство движения, пропускная способность, уровень загрузки движением, способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а так же экологическая безопасность. Наиболее полно отражает все основные транспортно-эксплуатационные показатели, принята скорость движения, выраженная через коэффициент обеспеченности расчетной скорости. Оценка качества дороги производится на проектном уровне, после строительства в момент сдачи в эксплуатацию и при эксплуатации.
|
|
Потребительские свойства дороги или ее транспортно-эксплуатационные показатели обеспечиваются параметрами плана, продольного и поперечного профилей, прочностью дорожной одежды, ровностью и сцепными качествами покрытия, состоянием искусственных сооружений, инженерным оборудованием и обустройством, уровнем содержания дороги. Оценку выполняют в расчетный по условиям движения автомобилей осенне-весенний период года с влажной или мокрой поверхностью, когда все достоинства и недостатки дороги проявляются наиболее полно. В сухое теплое время года при благоприятных условиях погоды фактические транспортно-эксплуатационные показатели могут быть выше, чем в осенне-весенний период. Поэтому результаты обследований, выполненных в сухое теплое время года, приводятся к расчетным осенне-весенним условиям работы дороги.
Рассматриваемый метод применяется для оценки качества проекта строительства, реконструкции или ремонта дороги, качества дороги в момент сдачи ее в эксплуатацию после строительства, реконструкции или ремонта, а также качества и транспортно-эксплуатационного состояния дороги, находящейся в эксплуатации.
Конечным результатом оценки является обобщённый показатель качества и состояния дороги (ПД), включающий в себя комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги (КПД), показатель инженерного оборудования и обустройства (КОБ) и показатель уровня эксплуатационного содержания (КЭ):
, (1)
Показатели ПД, КПД, КОБ, КЭ являются критериями оценки качества и состояния дороги. Их нормативные значения для каждой категории принимают в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Порядок определения категории эксплуатируемой дороги приведен в п. 4.3. ОДН 218 006 кв.ск. № лит. Главным показателем и параметром для установления фактической категории служат интенсивность движения и ширина основной укрепленной поверхности, включающая в себя ширину проезжей части и краевых укрепленных полос, приведены в СНиП 2.05.02.85* и таблице 5.21 данного документа.
Таблица 5.21