Понятие и функции рынка

При установлении сущности рыночных отношений следует иметь в виду, что рынок является одной из самых распространенных ка­тегорий экономической теории.

Под современным рынком понимают любую хозяйственную си­стему, позволяющую покупателям и продавцам совершать свобод­ную куплю-продажу товаров, или способ организации и функци­онирования экономических связей хозяйствующих субъектов.

Существует множество видов рынков, главные из которых можно сгруппировать по трем признакам (рисунок 8).

Каждый из этих рынков, в свою очередь, можно разделить на составляющие элементы. Например, финансовый рынок — это рынки ценных бумаг, банковских ссуд и других кредитных ресур­сов. Под местным рынком подразумевается рынок какого-либо горо­да, села, региона; под национальным — внутренний рынок какой-либо страны; под международным региональным — общий рынок ряда стран. Мировой рынок охватывает либо мировые товарооб­менные связи в целом, либо рынок какого-либо товара в мировом масштабе (например, мировые рынки кофе, нефти, золота и т.д.).

Нелегальный (теневой) рынок является составной частью те­невой экономики, которая охватывает такие виды незаконной де­ятельности, как подпольное производство, связанное с наруше­нием технологических, трудоохранных, экологических и других требований; скрытое предпринимательство, нацеленное на укло­нение от налогов; экономическую деятельность, связанную с зап­рещенным производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п.

Современный высокоразвитый рынок выполняет шесть основ­ных взаимосвязанных функций (рисунок 9).

Рисунок 9 - Основные функции рынка

Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на эконо­мическом языке цен, спроса, предложения, купли-продажи.

Ценообразующая функция возникает благодаря конкуренции при столкновении товарного спроса и предложения. В результате действия свободных рыночных сил складываются цены на товары и услуги.

Информирующая функция состоит в информировании бизнес­менов о сложившихся ценах и состоянии экономики.

Регулирующая функция действует через механизм свободных цен, когда капиталы из менее прибыльных отраслей с понижен­ными ценами (перепроизводство продукции) перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате этого в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет.

Стимулирующая функция также осуществляется с помощью рыночных цен (стимулируется эффективность экономики).

здоравливающая функция - довольно жесткая, но экономи­чески она оправданна. Рынок как бы «очищает» экономику от не­нужной и неэффективной хозяйственной деятельности.

Механизм рыночного саморегулирования включает в себя три главных взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос и предложение, конкуренция.

Рыночные цены - это фактические цены, свободно складыва­ющиеся на рынке в соответствии со спросом и предложением то­варов. Спрос — это платежеспособная потребность в определен­ных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Предложение — это количество продукта, которое предъявля­ется к продаже по определенной цене в течение определенного времени.

Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия про­изводства, продажи и купли товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: