Познавательный процесс
| Классификации явлений (в пределах каждого познавательный процесса)
| Закономерности
| Индивидуально-типологические особенности
|
|
|
|
|
I. Ощущение - психический процесс отражения элементарных физико-химических свойств действительности, непосредственно
воздействующих на органы чувств
| Но расположению рецепторов:
1) экстерорецептивные
2) проприорецептивные
3) интерорецептивные
По взаимодействию рецепторов с раздражителем:
1) дистантные.
2) контактные
По органам чувств:
зрительные, слуховые, кинестезические, тактильные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статистические, вибрационные
| I. Пороги чувствительности:
1) нижний порог абсолютный
чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для проникновения ощущения);
2) верхний порог абсолютной
чувствительности (максимальная величина доболевой)
интенсивности воздействия);
3) разностный порог (минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения)
II. Закономерности изменения чувствительности:
1) адаптация.
2) сенсибилизация, десенсибилизация,
3) контраст.
4) синэстезия
| 1) Сензитивность - природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов,
2) сенсибилизированность повышение чувствительности
под влиянием опыта, профессиональной деятельности.
3) сенсорная организация - комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона
|
II. Восприятие - психический
процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде на основе опознания их отличитель
ных
признаков
| По форме психической активности:
преднамеренное и непреднамеренное
По анализаторам:
зрительные, слуховые, осязательные
По специфичности отражаемой формы существования
материи:
восприятие пространства и
времени
По структуре:
симультанное, сукцессивное
| 1) Осмысленность (категориальная идентификация
объекта).
2) целостность.
3) предметность.
4) структурность.
5) избирательность,
6) апперцептивность,
7) константность
| 1) Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида;
2) обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности – синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пространственного различения, эмоциональность восприятия
|
III. Мышление - психический
процесс опосредованного и обоб-щенного отражения закономер-ных
связей, существен-ных
для решения
проблемных
задач
| По операционным компонентам:
сравнение, обобщение.
абстракция, классификация,
систематизация, конкретизация
Но формам мышления:
суждение, умозаключение, понятие
По видам:
Наглядно-действенное, наглядно-образное, теоретически-абстрактное
По содержанию:
практическое, научное, художественное
По стандартности-нестандартности и операциональным процедурам: алгоритмическое, эвристическое, дискурсивное (рассудочное), интуитивное
В зависимости от глубины
обобщенности:
эмпирическое, теоретическое
| 1) Проблематичная направленность,
2) анализ через синтез,
3) обобщенность,
4) селективность,
5) антиципирован-ность,
6) рефлексивность,
7) взаимосвязь осознанного и неосознанного,
8) структурность
| 1} Особенности динамики сигнальных систем (мыслительный, художественный или смешанный тип высшей нервной деятельности);
2) сочетание и уровень развития различных видов мышления. Развитость отдельных мыслительных операций. Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса;
3) креативные возможности личности - способность видеть проблемы;
4) целенаправленная организованность» - способность подчинять поисковые действия цели;
5) антиципационные и селективные возможности - способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно анализировать необходимые знания;
6) импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений;
7) глубина мышления - способность к обобщениям высокого ранга, раскрывающим сущность явлений;
8) широта мышления - способность интегрирования сведений из различных областей знаний;
9) гибкость или ригидность ума – способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения;
10) критичность - адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий
|
IV. Воображение -
психический
процесс конструирования
новых образов при
включении опыта в новые ситуации
| По способам активности:
активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное
По результатам:
воссоздающее и творческое
По глубине синтетичности:
агглютинация, аналогия, гиперболизация, заострение,
схематизация, типизация
| 1) Активизация в ситуации
неопределенности, эвристичность,
2) реконструкция элементов опыта,
3) синтезирование новых отношений"
4) схематизация,
5) типизация,
6) антиципация посредством интерполяции, экстраполяции и рефлексии
| 1) Образность воссоздающего воображения (взаимосвязь сигнальных систем);
2) рефлексивные возможности;
3) способность к интерпо-ляции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям;
4) способность предвидения событий и их эмоционального переживания;
5) подчинение настоящего перспективным целям, романтизм, мечтательность,
6) творческие возможности индивида
|
V. Память -
Психичес-кое отражение прошлого
взаимодействия человека с действительностью, переходящее и информаци-онно-регуля
ционньй
фонд поведения
| По форме психической активности:
произвольная и непроизвольная
По процессам: эапечатление, сохранение, воспроизведение, забывание
По видам:
a) пo анализаторам:
зрительная, слуховая, двига-
тельная, органическая и др.;
б) по сигнальным системам и
роли подкорковых образований: образная, логическая, эмоциональная;
в) по способам запоминания:
прямая и опосредованная
По системам:
сенсорная, кратковременная,
оперативная, долговременная
| I. Закономерности непроизвольного запоминании:
1) зависимость от силы раздражители, повышенная ориентация па его начало и конец;
2) зависимость от индивидуальной значимости раздражителя;
3) зависимость от эмоциогенных свойств раздражителя;
4)зависимость от включенности объекта в структуру деятельности
II. Закономерности произвольного запоминания:
1) осознание значимости, цели запоминания;
2) осознание смысла воспринимаемого;
3) установление структурно-логических взаимосвязей в материале запоминания;
4) логическая реконструкция материала - обобщение, система-тизация, схематизация, установление смысловых ассоциаций
| 1) Ведущий вид памяти -зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, образная, эмоциональная;
2) быстрота запоминания;
3) прочность сохранении.
4) объем и точность запоминания;
5) мобилизационная готовность к правильному воспроизведению;
6) суггестивность-суггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения;
7) профессиональная направленность
|