Психология речи
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития является наличие особого психического процесса – речи.
Речь – важное средство, к которому мы прибегаем, когда необходимо разумно аргументировать свое отношение к разным жизненным проблемам.
Речь – это способ передавать информацию.
Речь – это средство общения, необходимое для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе, и именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. То есть речь связана со многими психическими процессами. Исследования психологов и физиологов показали, что слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т.е. определяет условия прохождения стимула.
|
|
Структура языка откладывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Эмоции, чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может вызвать те или иные эмоции, обрадовать человека и огорчить, унизить и возвысить. Внимание организуется речевой командой. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове.
Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Проблему речи в психологии обычно ставят в контексте: мышление и речь.
Проблема взаимосвязи речи и мышления постоянно интересовала и продолжает интересовать многих ученых. В решении проблемы о соотношении мышления и речи в психологии просматриваются два крайних полюса – между отождествлением, слиянием мысли и слова и между их полным разрывом, разъединением. Но мышление и речь – неотделимы друг от друга, они составляют друг с другом сложное единство.
В развитие данной проблемы внес существенный вклад Л.С. Выготский.
Выготский подчеркивал, что развитие мышления в значительной степени определяется «речевыми орудиями ума». Речь – это необходимое условие развития мысли, инструмент мышления. Он показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление переходит в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиваться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления. При этом высший уровень такого единства – речевое мышление.
|
|
В своем онтогенетическом завершении речь представляет собой сложную специфическую психофизическую функцию мозга – 2-ю сигнальную систему, которая действует в неразрывном единстве с первой сигнальной системой (I сигнальная система – это стимулы, реальные раздражители, воздействующие на органы чувств). Слово составило 2-ю сигнальную систему. Слово – сигнал особого качества: обобщает, выражает понятие. Оно может воздействовать на человека сильнее, чем реальный раздражитель.
Павлов И.П. под 2-й сигнальной системой понимал не только речь как средство общения, но и как орудие обобщения, абстрагирования, связывал ее таким образом со «специально человеческим высшим мышлением».
2-я сигнальная система воспитывается у нас воздействием речевой среды (через воспитание, обучение) на центральную нервную систему (в определенном возрасте до 5-6 лет. Если этого не происходит, дети не могут овладеть речевой функцией).
Речь и язык и едины и различны. Они обозначают два различных аспекта единого целого. В психологии разделяют понятия язык и речь.
Язык — это система знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает слова с их значениями и синтаксис (набор правил, по которым строятся предложения). Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из них строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.
Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым. Язык может пережить создавшее его общество и выступать ценнейшим памятником культуры исчезнувшей цивилизации.
Язык - объективное явление жизни общества, он, един для всего народа и охватывает все многообразие явлений, познанных людьми.
Существуют нормативные правила произношения и грамматики, стилистики данного языка.
(Кстати, в общении человек использует незначительную часть языкового богатства. Даже в языке великих писателей насчитывают от 10000 до 20000 слов, в то время как язык заключает несколько сот тысяч слов. Речь отдельного человека обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. По этим признакам речи можно идентифицировать личность).
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом, формируется в процессе общения людей. Язык – сложная система. Имеет лексическую сторону, грамматическую и фонетическую. Язык обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.
Речью принято называть сам процесс (деятельность) общения, посредством языка.
Предметом психологического изучения является речь.
Речь является единством чувственного и смыслового содержания.
Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается и наше эмоциональное отношение к тому, что мы говорим. Это эмоционально-выразительная сторона речи (чувственное содержание). Речь имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (или мотив речи), с которой была сказана та или иная фраза (смысловое содержание).