1. Содержание и структура доходов бюджета
2. Виды доходов бюджетов
3. Доходы федерального бюджета
4. Доходы субъектов Федерации
5. Доходы местных бюджетов
В соответствии с БК РФ Доходы — это поступающие в соответствующий бюджет денежные средства, за исключением тех, что являются источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджета — это система денежных средств, поступающих государству (в бюджетный фонд страны, территории) в результате распределения ВВП между государством, организациями и гражданами.
Источниками, обеспечивающими формирование денежных потоков государства (муниципальных образований), являются различные виды налоговых, неналоговых платежей организаций и населения в го- сударственные и муниципальные бюджеты, а также безвозмездные перечисления.
При этом бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой — выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства вновь созданной стоимости. Вновь созданная стоимость используется для формирования бюджетных фондов, предназначенных для финансирования государственных расходов территориального, отраслевого и целевого назначения.
|
|
Доходы бюджетов легитимны, т.е. формируются на основании законов (решений) законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год и плановый период, а также на основе налогового, таможенного и иного законодательства.
Экономические принципы формирования налоговой системы страны предопределяют возможности создания материальных условий для государственного регулирования экономики не в форме прямого директивного вмешательства, а посредством целенаправленного регулирования движения финансовых потоков в отдельных сферах и отраслях, а также процессов накопления капитала и формирования платежеспособного спроса населения.
Таким образом, экономический аспект налогообложения предполагает Создание такой налоговой системы, которая учитывала бы в первую очередь приоритет общегосударственных интересов, направленных на стимулирование инновационных технологий, инвестиционной активности, ресурсосбережения, увеличение объемов и эффективности производства. Поэтому основная цель экономического регулирования системы налогообложения заключается в том, чтобы трансформировать действующую совокупность налоговых платежей в единую систему экономических регуляторов, соответствующую избранной концепции рыночного реформирования.
|
|
Цель государственного регулирования доходов бюджетов состоит в таком распределении налоговых поступлений между звеньями БС РФ, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного перераспределения между ними финансовых средств в форме трансфертов.
Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ находится в совместном ведении РФи ее субъектов.
Таким образом, полномочия в сфере налогообложения имеют как федерация, так и ее субъекты, при этом круг полномочий последних определяется федеральными законами. Органы государственной власти субъектов РФ не вправе выходить за пределы компетенции, установленной для них РФ.
Полномочиями в области налогообложения располагают также органы местного самоуправления — они вправе принимать решения в области налогообложения в пределах полномочий, установленных федеральными законами.
Компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области налогообложения определена в НК РФ, БК РФ, Законе РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Федеральном законе от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральных законах о бюджете на очередной финансовый год, федеральных законах о конкретных налогах и других нормативных правовых актах.
2. Виды доходов бюджетов
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между бюджетами бюджетной системы, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов.
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Системное представление структуры доходов бюджетов всех уровней БС РФ отражено в табл. 1.
Таблица 1
Классификация доходов бюджетов всех уровней БС РФ
Классификатор | Виды доходов |
По источникам поступления (БК РФ) | Налоговые и неналоговые; безвозмездные поступления |
По сферам использования (НК РФ) | Федеральные; региональные; местные; |
По сферам принадлежности (БК РФ, закон о федеральном бюджете) | Собственные доходы; трансферты |
К собственным доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
вывозных таможенных пошлин на газ природный;
вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
При прогнозировании нефтегазовых доходов федерального бюджета используется среднегодовая цена на нефть сырую марки "Юралс
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 7% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.
|
|
Резервный фонд формируется за счет:
-дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины
-доходов от управления средствами Резервного фонда.
До 1 февраля 2016 года доходы от управления средствами Резервного фонда направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного долга РФ.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается объем средств федерального бюджета, направляемых на цели.
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
-дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины.
-от управления средствами Фонда национального благосостояния.
В целях обеспечения достаточности собственных средств (капитала) государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» до 7% средств Фонда национального благосостояния могут размещаться на депозитах в указанной государственной корпорации на основании отдельных решений Правительства РФ.
|
|
Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:
-долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
-долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
-депозиты и остатки на банковских счетах в иностранных банках и кредитных организациях;
-депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ.
Средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
-долговые обязательства иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков;
-долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами;
-депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях, а также в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)";
-депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ;
-долговые обязательства и акции юридических лиц, в том числе российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утверждается Правительством РФ;
-паи (доли участия) инвестиционных фондов.
Средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в ЦБ РФ.
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ: налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
При этом налоги являются бюджетообразующими доходами консолидированного бюджета РФ и федерального бюджета, их доля в доходной части бюджетов данного уровня стабильно превышает 90%.
К налоговым доходам относятся:
■ предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы;
■ пени и штрафы.
Состав налоговых доходов.
1. Налоги на прибыль:
налог на прибыль организаций;
■ налог на доходы физических лиц;
■ налог на игорный бизнес;
■ страховые взносы.
2. Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы); лицензионные и регистрационные сборы.
3. Налоги на совокупный доход: единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
4. Налоги на имущество:
■ налог на имущество физических лиц;
■ налог на имущество организаций;
■ налог на операции с ценными бумагами.
5. Платежи за пользование природными ресурсами:
платежи за пользование недрами;
■ платежи за пользование континентальным шельфом РФ;
■ налог на добычу полезных ископаемых;
■ платежи за пользование лесным фондом;
■ плата за пользование водными объектами;
■ земельный налог и др.
6. Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции: таможенные пошлины и др.
Налоги не только являются основой доходной части консолидированного бюджета РФ и федерального бюджета, но и выступают как один из приоритетных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с их помощью государство (МО) оказывает влияние на распределение национального дохода и (или) ВВП.
В российской налоговой системе существуют три вида налогов и сборов:
1) федеральные налоги и сборы;
2) налоги и сборы субъектов РФ;
3) местные налоги и сборы (НК РФ).
Большая часть налоговых поступлений перераспределяется по уровням бюджетной системы. Кроме того, федеральными законами распределяются доходы от некоторых региональных и местных налогов и сборов между бюджетами различных уровней.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, МО, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- иные неналоговые доходы.
К безвозмездным поступлениям относятся:
дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.