Ø межотраслевая конкуренция - между железнодорожным и другими видами транспорта;
Ø внутриотраслевая конкуренция - между различными участниками перевозочного процесса (компаниями-операторами, перевозчиками и т.п.);
Ø конкуренция продукции - когда продукт, перевозимый по железной дороге, например уголь для электростанции, заменяется другим видом топлива - газом, мазутом, доставляемым другим видом транспорта (это возможно в долгосрочной перспективе, т.к. требуется изменение технологии перевозки и технической оснащенности объектов);
Ø географическая конкуренция - когда груз может быть доставлен по другому маршруту.
Конкуренция, может быть ценовой и неценовой. Ценовая конкуренция определяется величиной затрат на производство и обращение товара, зависит от тарифной и инвестиционной политики, а также - от способности производителя своевременно и в нужном объёме востребовать инновации в области техники, технологии и менеджмента. Основными видами ценовой конкуренции являются открытая и скрытая.
|
|
Открытая ценовая конкуренция как метод конкурентной борьбы предполагает снижение цен для освоения новых сегментов рынка, а также установление демпинговых «барьеров» для вхождения новых контрагентов в рынок. Как правило, такое снижение цен кратковременно и затем цены повышаются ещё больше. Одной из задач реформы железнодорожного транспорта является обеспечение равноправного (недискриминационного) доступа к инфраструктуре независимых транспортных организаций, что практически исключает даже временное применение указанных приемов.
Скрытая ценовая конкуренция на железнодорожном транспорте недопустима по антимонопольному законодательству, однако, возможно применение скидок и формирование гибкой тарифной политики с целью привлечения дополнительных объемов перевозок.
На неценовую конкурентоспособность транспортной продукции непосредственно влияют три группы параметров: спроса, предложения и взаимодействия.
Параметры спроса отображают индивидуальные запросы клиентуры, зависят также от размещения и объемов производства предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства в районе тяготения железной дороги. Эти параметры формируют платежеспособный спрос на перевозки грузов. Аналогично, но с учетом социальных факторов, определяется и спрос на перевозки пассажиров.
Параметры предложения имеют более сложную структуру и определяются в свою очередь четырьмя подгруппами показателей: показателями развития и размещения производства, показателями транспортной обеспеченности региона, показателями качества работы, показателями качества транспортной услуги. Поэтому важно соотнести фактические характеристики качества конкретной перевозки с теми же характеристиками аналогичных перевозок, выполняемых конкурентами. Базой для сравнения может быть мировой стандарт, лучший отечественный или другой сертифицированный образец.
|
|
Параметры взаимодействия складываются под воздействием показателей двух групп, определяя их взаимоувязку, и могут носить как черты рыночных регуляторов, например, равновесные цены на перевозки и потребляемые ресурсы, включая уровень оплаты труда, так и относиться к методам и нормам государственного регулирования экономики (хозяйственное право, фискальная политика - на макроуровне, тарифная политика, система налогообложения, юридическая защита прав потребителя - на микроуровне).
Конкурентное состояние рынков транспортных услуг железнодорожного транспорта - состояние рынков, на которых в пределах географических границ одних и тех же товарных рынков функционируют несколько субъектов, оказывающих взаимозаменяемые услуги, и на которых достигнут уровень саморегулирования, достаточный для эффективного развития механизмов ценовой и технологической конкуренции данных субъектов рынка, стимулирующих сокращение издержек на оказание услуг при повышении их качества
Работы и услуги, которые в целевом состоянии будут относиться к конкурентному сегменту рынка транспортных услуг:
ü предоставление вагонов, локомотивов, МВПС для грузовых и пассажирских перевозок в пользование
ü дополнительные работы и услуги, связанные с перевозкой грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа
ü оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования
ü погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях общего и необщего пользования
ü все виды деповского ремонта вагонов, локомотивов, другого передвижного оборудования на железнодорожном ходу
ü транспортно-экспедиционные и логистические услуги
ü клиринговые услуги
ü услуги терминальных комплексов
ü постоянное сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях;
ü прочие виды работ (услуг), не относящиеся к естественно-монопольному сегменту.
Мероприятия, направленные на развитие конкуренции на железнодорожном транспорте:
· создание правовых основ, обеспечивающих развитие на рынке железнодорожного транспорта института независимых перевозчиков, взаимодействие сторонних перевозчиков и ОАО «РЖД».
· привлечение инвестиций и формирование рынка ремонта подвижного состава.
· дерегулирование тарифов.
· создание дочерних обществ ОАО «РЖД»
·
Конкурентоспособность транспортной продукции – способность выдержать конкуренцию товаров-заменителей работ, услуг, с точки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию транспортной продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия.