По способу выражения показатели можно разделить на две группы

· Абсолютные (объемные) показатели. Они отражают определенную совокупность производственных, финансовых и хозяйственных процессов, характеризующую одновременно их объем, структуру и качественные особенности.

В зависимости от применяемых измерителей абсолютные показатели могут быть натуральными, трудовыми, стоимостными (денежными). Так, объем выпуска продукции может быть измерен в натуральных (тонны, кубометры, килограммы, метры, штуки), трудовых (нормочасы), денежных единицах.

В зависимости от порядка исчисления абсолютные показатели могут быть интервальными, моментными, среднехронологическими.

1. Интервальные показатели характеризуют величину процесса или его результат за определенный отрезок времени - день, месяц, квартал, год, например выручка от продаж за сентябрь отчетного года.

2. Моментные показатели отражают величину хозяйственных ресурсов на определенную дату, например остаток по счету 10 «Материалы» на балансовую дату.

3. Среднехронологические показатели отражают средний размер ресурсов за определенный период времени, например среднесписочная численность персонала за год, среднегодовая стоимость основных фондов.

· Относительные показатели. Они получаются как частное от деления двух взаимосвязанных абсолютных показателей и предназначены для характеристики структуры изучаемых явлений, их эффективности и интенсивности изменения во времени.

В зависимости от характера вводимых в расчет абсолютных показателей относительные показатели могут быть коэффициентами, удельными и структурными показателями.

1. Коэффициенты определяются как частное от деления двух абсолютных показателей одинакового измерения, например:

· Коэффициент фондоотдачи

· выручка (нетто) от продаж за период, тыс. руб.

· средняя стоимость основных производственных фондов за период, тыс. руб.

· материальные затраты за период, тыс. руб.

· коэффициент материалоемкости

· х 100.

· (материальные = затраты в копейках

· выручка (нетто) от продаж за период, тыс. руб.

· на один рубль выручки от продаж), %

2. Удельные показатели определяются как частное от деления двух абсолютных показателей различного измерения, например:

· средняя выработка

· на единицу среднесписочной

· численности персонала

· выручка (нетто) от продаж за период, тыс. руб.

· среднесписочная численность персонала за период, человек

3. Структурные показатели определяются как частное от деления структурного компонента на всю совокупность, например:

· удельный вес

· оборотных активов в общей стоимости активов организации, %

· стоимость оборотных активов на балансовую

· дату (стр. 290 Бухгалтерского баланса),

· тыс. руб.

·. X 100

· стоимость всех активов организации

· на балансовую дату (стр. 300 Бухгалтерского баланса), тыс. руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: