Эксперимент - это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.
Особую форму познания составляет мысленный эксперимент, который совершается над воображаемой моделью. Для него характерно тесное взаимодействие воображения и мышления. Эксперимент можно многократно повторять и тем самым основывать выводы на большом количестве наблюдений. Для постановки эксперимента, так же как и для наблюдения, необходимы предварительные знания, требуется, как отметил И.П.Павлов, известное общее представление о предмете для того, чтобы было на что цеплять факты, для того, чтобы было что предполагать для будущих изысканий.
В ходе и в результате наблюдения и эксперимента осуществляется описание или протоколирование. Оно производится и в виде отчета с использованием общепринятых терминов, и наглядным образом в виде графиков, рисунков, фото- и кинопленок, и символически в виде математических, химических формул. Основное научное требование к описанию - это достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и эксперимента. Описание может быть полным и неполным, но всегда предполагает определенную систематизацию материала, т.е. его группировку и некоторое обобщение: чистое описание остается лишь в преддверии научного творчества. Установление факта (или фактов) является необходимым условием научного исследования.
|
|
Эксперимент – более сложный, по сравнению с наблюдением, метод эмпирического познания. Он предполагает активное, целенаправленное воздействие исследователя на изучаемый объект. Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического познания: наблюдение и измерение, но в то же время обладает рядом особенностей.
1) Эксперимент позволяет изучить объект в «очищенном» виде, т.е. позволяет устранить всякого рода побочные факторы, затрудняющие процесс исследования.
2) В ходе эксперимента объект может быть поставлен в искусственные, в частности, экстремальные условия.
3) Эксперимент позволяет исследователю активно вмешиваться в изучаемый процесс, влиять на его протекание.
4) Условия эксперимента и, соответственно, проводимые при этом наблюдения и измерения, могут многократно повторяться с тем, чтобы получить достоверные результаты.
По способу проведения эксперименты могут быть исследовательские и проверочные. Исследовательские эксперименты направлены на обнаружение новых, неизвестных свойств. Результатами таких экспериментов могут быть выводы, не вытекающие из теоретических знаний об объекте. Проверочные же эксперименты направлены на подтверждение теоретических построений.
|
|
Исходя из методики проведения, эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Качественные эксперименты носят поисковый характер и не ведут к получению каких-либо количественных соотношений. Количественные эксперименты устанавливают количественные зависимости в исследуемом явлении. Указанные типы экспериментов, как правило, являются последовательными этапами развития познания.
Между экспериментом и наблюдением нет строгого разграничения. Например, ученые сейчас говорят о наблюдении структуры вещества при помощи спектрального анализа, но, вероятно, в период открытия спектрального анализа те же самые наблюдения являлись ничем иным, как исследовательскими экспериментами. Поэтому, скорее всего, вопрос о том, является ли нечто непосредственно наблюдаемым или нет, зависит от существующего состояния знания.