Гарвардская школа (англ. Harvard school) — научное направление, сформировавшееся в Гарвардском университете; представляет собой своеобразный симбиоз идей институционализма и неоклассики с особым упором на изучение природы экономического цикла и прогнозирования развития хозяйства с использованием статистических методов.
Формирование научной школы в Гарварде было подготовлено трудами «ранних» университетских преподавателей (Early Harvard Economics) — Ф. Тауссига, Чарльза Фрэнклина Данбара (1830—1900), Томаса Никсона Карвера (1865—1961) и др.
Основателем школы является У. К. Митчелл, создатель т. н. «гарвардского барометра», служившего для предсказания экономической конъюнктуры. Его ближайшими сподвижниками (The Harvard Barometer Group) являлись Чарльз Джесси Баллок (1869—1941) и Уоррен Милтон Персонс (1878—1937).
Новый этап развития школы связан с исследованием причин «великой депрессии» и методов выхода из кризиса. «Поколение депрессии» (The Depression Generation) включает Й. Шумпетера, Э. Хансена, В. Леонтьева, Э. Чемберлина, П. Самуэльсона, Дж. К. Гэлбрейта, Ричарда М. Гудвина (1913—1997).
|
|
Дальнейшее развитие школы представляют такие экономисты как С. Кузнец, К. Эрроу, Р. Дорфман (р.1916), А. Гершенкрон (1904—1978), Х. Хаутаккер (р.1924), Я. Корнаи (р.1928).
В рамках Гарвардской школы экономической науки были разработана парадигма «структура — поведение — результат». В основу парадигмы заложено представление о том, что результат функционирования отрасли зависит от поведения продавцов и покупателей, которое, в свою очередь, определяется структурой отрасли. Структура отрасли зависит от условий функционирования: технологий, спроса и т. д. В теории подходу Гарвадской школы противопоставлялся подход Чикагской школы.
Чикагская школа — направление в экономической теории. Основатель школы — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, Милтон Фридман. Главные представители — Г. Демсец, Дж. Стиглер, Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц, А. Харбергер.
Чикагская школа начала складываться в 1930-е годы, окончательно сложилась в 60−70-е годы XX века.
Чикагская школа в определенном смысле противопоставляется Гарвардской школе. В частности, представители данного направления не придерживались парадигмы «структура — поведение — результат» и считали, что структура отрасли не определяет полностью поведение игроков.
Современный рынок представляет сложную интегрированную систему для анализа и характеристики, структуру которой используют различные классификационные признаки и критерии. Классификация рынков необходима также для более глубокого понимания закономерностей и особенностей организации рыночных процессов, функций их инфраструктуры.
Поэтому, исходя из цели исследования выбирают те или иные классификационные признаки и разрабатывают соответствующую классификацию. Теория маркетинга выделяет рынок ресурсов (рынки сырья, валютные рынки и рынки труда); рынок товаров и услуг; рынок производителей; рынок потребителей; рынок посредников.