Правовые основы применения ККТ

ФЗ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"

Контрольно-кассовая машина (ККМ) — предназначена для регистрации приобретения товара и печати кассового чека.

ККМ в России это инструмент контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. В РФ правила использования кассовых аппаратов определяет закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт».

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 закона контрольно-кассовая техника – это контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. Стоит отметить, что ККТ применяется при: купле-продаже товаров; выполнении работ; оказании услуг.

Контрольно-кассовая техника, включенная в Гос.реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

По общему правилу применение ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении указанных видов д-ти является обязательным. Вместе с тем зак-во устанавливает следующие исключения из данного правила:

1) Если организация или ИП оказывает услуги населению, то такая организация или ИП вправе не применять ККТ, но при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Данные бланки утверждаются соответствующими гос. органами.

По своей юр. силе бланк строгой отчетности приравнивается к кассовому чеку, который выдается при применении ККТ.

2) Если организация или ИП являются налогоплательщиками ЕНВД, то они вправе не применять ККТ, но при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

3) Если организации или ИП осуществляют специфичные виды деятельности, исчерпывающий перечень которых указан в пункте 3 статьи 2 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Например, к таким видам деятельности относится продажа газет и журналов, продажа лотерейных билетов, продажа ценных бумаг, торговля на рынках и ярмарках, торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив и т.д.

4) Если организация или ИП находится в отдаленном или труднодоступном месте (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ.

Во всех остальных случаях применение организациями или ИП контрольно-кассовой техники является обязательным.

Законодательство РФ четко устанавливает основные обязанности организаций и ИП, применяющих в своей деятельности ККТ. Такие организации обязаны:

Регистрировать ККТ в налоговом органе;

Применять только исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

Выдавать своим покупателям (клиентам) в момент оплаты кассовые чеки;

Обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

Производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Организации и индивидуальные предприниматели, обязанные применять в своей деятельности контрольно-кассовую технику, должны соблюдать установленный законодательством порядок ее применения в целях избежания привлечения к юридической ответственности. Если организация или индивидуальный предприниматель не применяет ККТ, либо применяет ККТ, не соответствующую требованиям действующего законодательства, либо использует ККТ с нарушением законодательства, а также если не выдает клиенту кассовый чек, то в таком случае они подлежат привлечению к административной ответственности согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ. За указанные нарушения налагается следующее наказание – предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц - от 30000 до 40000 рублей.

63. Ответственность в предпринимательском праве.

Ответственность предпринимателя – необходимый элемент системы средств правового регулирования предпринимательской деятельности, обеспечивающий соблюдение предпринимателями норм права.

Ответственность в предпринимательском праве является имущественной, она состоит в возмещении убытков, возникших вследствие нарушения обязательства, в уплате штрафных санкций. К ответственности за нарушение хозяйственных обязательств применяются нормы гражданского законодательства.

Цели установления и применения мер ответственности:

стимулирование к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рамках которых должна осуществляться деятельность;

наказание за несоблюдение обязанностей;

обеспечение восстановления нарушенных прав и интересов других лиц и общества в целом;

предотвращение нарушения установленных требований в будущем.

Признаки ответственности.

Применение мер ответственности всегда носит принудительный характер. Форма государственного принуждения.

Выражается в основном в установленных государством нормах права.

Всегда сопровождается применением санкций имущественного характера в виде возложения на предпринимателя дополнительной обязанности и лишения принадлежащего ему права, штрафа, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса РФ), возмещения вреда и т. п.

Ограничение или лишение иных прав:

Ликвидация юридического лица по решению суда (ст. 61 Гражданского кодекса РФ).

Реорганизация коммерческой организации в форме ее разделения или выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (ст. 57 Гражданского кодекса РФ).

Приостановление действия лицензии.

Аннулирование лицензии по решению суда.

Применение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок (ст. 171 УК РФ).

Ограничение предпринимательской деятельности или отдельных операций.

Ответственность наступает при наличии совокупности юридических фактов состава правонарушения:

противоправность поведения;

нарушение публичных интересов в форме требований законодательства или законных прав и интересов частных лиц;

причинная связь между двумя первыми элементами;

вина правонарушителя.

Предприниматель может избежать ответственности или ее размер может быть уменьшен, если вред причинен в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также в случае самозащиты или совершения виновных действий потерпевшим (кредитором).

В договорных отношениях возможна ответственность только лишь за возможность наступления отрицательных последствий. Возможно исключение или уменьшение ответственности при условии, что нарушение договора совершено неумышленно.

Основанием ответственности в предпринимательстве служит хозяйственное правонарушение, т.е. поведение хозяйствующего субъекта, не отвечающее требованиям обязательных для него правовых актов. Поскольку предприниматель действует одновременно в двух сферах регулирования — публично-правовой и частной, последствия его негативного поведения, влекущие применение к нему мер ответственности, могут проявиться в каждой из них. Кроме того, такая ответственность возникает и во внутрихозяйственных отношениях, т.е. в рамках самого предприятия в тех случаях, когда это предусмотрено действующими на этом предприятии локальными правовыми актами, регламентирующими такие отношения.

Уголовная и адм. ответственность наступает только в случае наличия вины (умысла, неосторожности). Для частноправовых отношений характерен дифференцированный подход.

Деликтные (внедоговорные) обязательства возникают, если вред жизни или здоровью причинен по вине лица-причинителя и он не докажет обратное; однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В договорных обязательствах ответственность предпринимателя наступает независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ), за исключением действия непреодолимой силы,т. е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

64. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах.

Ст. 10 ФЗ «Об особых экономических зонах» Порядок осуществления предпр. д-ти на территории особой экономической зоны

1. Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны осуществляет в данной особой экономической зоне промышленно-производственную деятельность или деятельность по логистике. Для целей настоящего ФЗ под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент промышленно-производственной ОЭЗ вправе осуществлять в промышленно-производственной ОЭЗ только д-ть, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Осуществление технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам.

2. Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны осуществляет в данной экономической зоне технико-внедренческую деятельность. Для целей настоящего ФЗ под технико-внедренческой деятельностью понимаются инновационная деятельность, создание, производство и реализация научно-технической продукции, создание и реализация программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продукции, программ, баз данных, топологий и систем, а также предоставление резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны услуг инновационной инфраструктурой, необходимой для осуществления их деятельности. При этом резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе осуществлять в технико-внедренческой особой экономической зоне только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Производство научно-технической продукции в технико-внедренческой ОЭЗ допускается по решению экспертного совета по технико-внедренческим ОЭЗ, руководствующегося приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий РФ, утвержденными Прав-вом РФ.

2.1. Резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны вправе осуществлять в особой экономической зоне только туристско-рекреационную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Для целей настоящего ФЗ под туристско-рекреационной деятельностью понимается деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод.

2.2. Резидент портовой особой экономической зоны вправе осуществлять в данной особой экономической зоне предусмотренные соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне портовую деятельность и (или) строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта, речного порта или аэропорта (далее - деятельность в портовой особой экономической зоне). Для целей настоящего ФЗ под портовой деятельностью понимаются следующие осуществляемые на территориях морского порта, речного порта, аэропорта виды деятельности:

1) складирование, хранение товаров и другие обычно оказываемые в морском порту, речном порту, аэропорту услуги в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ;

2) снабжение и снаряжение судов, воздушных судов (в том числе судовыми припасами, бортовыми запасами), оснащение судов, воздушных судов;

3) производство, ремонт, техническое обслуживание, модернизация морских судов, речных судов, воздушных судов, авиационной техники, в том числе авиационных двигателей и других комплектующих изделий;

4) переработка водных биологических ресурсов;

5) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (упаковка, сортировка, переупаковка, деление партии, маркировка и подобные операции);

6) простые сборочные и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товаров, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ;

7) биржевая торговля товарами;

8) оптовая торговля товарами;

9) обеспечение функционирования объектов инфраструктуры портовой особой экономической зоны;

10) производственная деятельность в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.

2.3. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры в лесах, расположенных в границах туристско-рекреационной особой экономической зоны, допускаются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются, в случае, если в плане обустройства и материально-технического оснащения туристско-рекреационной особой экономической зоны определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов инфраструктуры. Порядок осуществления освоения лесов устанавливается Лесным кодексом РФ.

3. Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в особой экономической зоне, за исключением портовой особой экономической зоны, с учетом положений настоящей части. В портовой особой экономической зоне вправе осуществлять деятельность:

1) администрация морского порта, речного порта, аэропорта, федеральные гос.предприятия и ОАО (акции которых находятся в федеральной собственности) - по обеспечению функционирования и безопасности морского порта, речного порта, аэропорта в полном объеме в соответствии с законодательством РФ;

2) орган исполнительной власти субъекта РФ либо управляющая компания или указанное в части 2 ст. 8 настоящего ФЗ акционерное общество, наделенные отдельными полномочиями по управлению портовой особой экономической зоной в соответствии со статьей 7 настоящего ФЗ, - по обеспечению функционирования портовой особой экономической зоны;

3) ИП и коммерческие организации, не являющиеся резидентами портовой особой экономической зоны, - по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры портовой ОЭЗ и объектов инфраструктуры, создаваемых в границах земельных участков, предоставленных органом управления портовой особой экономической зоной резидентам портовой ОЭЗ.

4. Резидент особой экономической зоны не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.

Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне.

Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются ИП или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с зак-вом РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности.

Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются ИП, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с зак-вом РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая эк.зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.

Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерч. орг-ция, за исключением УП, зарегистрированная в соответствии с зак-вом РФ на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая эк.зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая эк.зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении д-ти в портовой ОЭЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: