До Великой Октябрьской социалистической революции логопедическая помощь была делом частной инициативы. Массовой государственной помощи ни для детей, ни для взрослых не существовало. Государственная власть не нашла нужным вести организованную борьбу с дефектами речи и не поощряла начинаний отдельных работников просвещения, несмотря на то, что они настойчиво указывали на вред недостатков речи для личной, школьной и общественной жизни человека и на необходимость широкой массовой логопедической помощи. Советская власть с первого же года своего утверждения обратила внимание на этот участок культурно-просветительской работы.
Первые мероприятия были направлены на подготовку работников. К 1918— 1919 гг. относится организация Наркомпросом (в лице В.Н. Бонч-Бруевича) цикла лекций по борьбе с недостатками речи для школьно-санитарных врачей и — по инициативе проф. К.Н. Корнилова — краткого курса практической логопедии для дошкольных работников. С установлением высшего дефектологического образования в двух педагогических институтах — в Ленинграде (1920 г.) и в Москве (в 1922 г.), в учебные планы дефектологических отделений были включены специальные курсы логопедии. Каждый студент-дефектолог был обязан усвоить теоретические знания и практические навыки по логопедии. Эти меры диктовались тем обстоятельством, что дефективные дети в большей мере, чем учащиеся массовой школы, страдают недостатками речи, тормозящими овладение грамотой и основами наук. Следовательно, логопедия преподавалась как подсобная дисциплина для дефектологов (сурдопедагогов, олигофренопедагогов и тифлопедагогов); подготовку специалистов-логопедов дефектологический факультет не ста
вил своей целью.
|
|
В связи с такой установкой наш курс логопедии был упрощенным, ориентированным главным образом на грубые нарушения речи, как, например, косноязычие, заикание, алалии, дисграфии, аграмматизмы и т. п.
Но логопедическая работа требуется не только в специальных школах для дефективных детей; она нужна и в массовой школе, так как среди школьников имеется значительное число детей с дефектами речи, отражающимися, как правило, в письменной речи и, поэтому, задерживающими успешное прохождение школьной программы. Особенно нужна логопедическая помощь детям дошкольного возраста, когда формирующаяся речь не только легко подвергается нарушениям, но и легче, чем в более позднем возрасте, поддается исправлению, перевоспитанию.
Массовая логопедическая помощь нужна также для взрослого населения, сознающего громадное значение здоровой речи для каждого члена социалистического общества.
|
|
Огромную пользу принесла логопедия во время Великой Отечественной войны; логопеды восстанавливали речь и, путем обучения чтения с губ, компенсировали слух у многих тысяч воинов, потерявших речь, или слух, или то и другое вследствие черепно-мозговых, челюстно-лицевых ранений и воздушных контузий.
Всю эту разнообразную логопедическую работу в массовых дошкольных учреждениях, в массовых школах, в кабинетах поликлиник и в госпиталях вели и ведут, в сотрудничестве с врачами, в основном те дефектологи, которые в педагогических институтах им В.И. Ленина в Москве и им. А.И. Герцена в Ленинграде получили специальную подготовку как предметные преподаватели специальных школ для глухонемых, слепых и умственно отсталых. Они ведут логопедическую работу частью в порядке совместительства, частью как основную работу.
Встречаясь в этой работе нередко со сложными расстройствами речи, наши дефектологи почувствова ли потребность в расширении и углублении своих логопедических знаний, полученных в педагогическом институте. Недостаточность подготовки ощущалась в особенности в области медицинских дисциплин.
В виду того, что существующее в настоящее время число дефектологов далеко недостаточно для охвата всех нуждающихся в логопедической помощи, для повсеместной организации логопедических учреждений различных типов, назрел вопрос о подготовке специальных кадров логопедов как для непосредственной работы по исправлению недостатков речи, так и для ее организации и для руководства ею.
Инициативу по подготовке кадров специалистов-логопедов взял на себя Московский Государственный педагогический институт имени В.И. Ленина, открыв в 1946— 1947 учебном году при дефектологическом факультете специальное логопедическое отделение. Перед организаторами этого отделения в первую очередь встал вопрос: каким должен быть профиль будущих специалистов-логопедов? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо решить 3 вопроса:
1. Что такое логопедия — медицинская или педагогическая наука?
2. Следует ли плохоговорящего считать больным?
3. Нужно ли страдающего речевыми нарушениями лечить или учить и воспитывать?
Рамки статьи позволяют нам ответить на эти вопросы лишь в сжатой форме.
На эти вопросы большинство медицинских работников отвечает, что логопедия — медицинская наука, что недостаток речи — болезнь и что страдающий этим недостатком — больной, которого нужно лечить.
В самом деле, некоторая часть плохоговорящих нуждается в медицинской помощи: в некоторых случаях требуется, например, оперативное вмешательство (при расщеплении губ и неба, при дефектах строения челюстей и зубов, при разращениях в зеве и носоглотке и т. п.), или медикаментозное или физиотерапевтическое лечение. Однако практический опыт показывает, что после применения медицинских мер (или одновременно с их применением) в громадном большинстве случаев требуется обязательно специфическая логопедическая (педагогическая) работа и что без нее устранение речевого недостатка не наступит. Участие врача также необходимо во всех случаях глубоких речевых расстройств (например при алалии, афазии, дизартрии и т. д.), для постановки правильного диагноза. В обстановке войны совместная работа врача и логопеда дала блестящие результаты по восстановлению речи после различных ранений. Таким образом, необходимость участия медицинских работников в логопедической работе, т. е. проведение принципа комплексности для нас не подлежит сомнению.
Но мы, педагоги, учителя-логопеды, рассматриваем логопедию не столько как медицинскую, сколько как педагогическую науку на следующих основаниях: преобладающее число дефектов речи происходит не от биологических, а от социальных причин, являясь следствием неправильного, запущенного воспитания речи в детском возрасте, в период формирования речи; эти недостатки могут быть устранены лишь путем перевоспитания всей личности плохоговорящего, а не посредством той или иной процедуры. В отдельных же случаях, где требуется применение медицинских мер, полное исправление речевого недостатка, как уже сказано, достигается лишь в том случае, если после лечения (или одновременно с ним) применяются логопедические методы воспитания или перевоспитания речи и личности.
|
|
По этим соображениям мы считаем в логопедической работе главным и решающим фактором педагогическую работу.
Плохоговорящий, в нашем понимании, страдает нарушением речи в ее устной и письменной формах в силу неправильного физического или психического развития, или неправильного воспитания, или же в силу поражения периферического или центрального отделов речевого аппарата и нуждается в воспитании, перевоспитании или восстановлении речи специальными педагогическими приемами.
На вопрос: нужно ли плохоговорящего лечить или учить и воспитывать — мы отвечаем: лечить нужно иногда, учить и воспитывать — всегда, и не только речь, но и всю личность логопата.
Вот почему подготовка логопеда должна строиться на педагогическом фундаменте.
Согласно этой установке, для идейно-политической направленности работы, студент-логопед в первую очередь должен усвоить предметы общественно-политического цикла как то: основы марксизма-ленинизма, политическую экономию, диалектический и исторический материализм и логику.
Далее, в общепедагогическую подготовку логопеда должны входить курсы: общей педагогики, истории педагогики, педагогической психологии и школьной гигиены; одним словом — логопед должен усвоить те знания, которыми обладает каждый советский учитель.
Видное место отводится специально-медицинским дисциплинам: анатомии, физиологии и патологии центральной нервной системы, общей патологии, психопатологии и невропатологии, отоларингологии, основам психиатрии и физиологии высшей нервной деятельности (учению ак. И.П. Павлова).
|
|
Все эти дисциплины, разумеется, должны отличаться от соответствующих общих медицинских курсов сильным креном в область речевых аномалий.
Знание указанных медицинских дисциплин нужно логопеду не только для понимания условий нормального развития речи и причин разнообразных видов речевых нарушений, но и для контактирования, согласования своей работы с работой врача, для взаимопонимания между логопедом и врачом, необходимого для успеха в борьбе с речевой недостаточностью.
Важное значение для изучения личности плохоговорящего мы придаем знанию общей и детской психологии и в особенности психологии развития речи.
Центральным предметом, разумеется, являются непосредственные логопедические дисциплины: введение в логопедию, теория логопедии, история логопедии, специальная, дифференцированная методика логопедической работы, клиника слухоречевых расстройств, физиология и патология звуков речи, фонетика и широкая логопедическая практика студентов в учреждениях разных типов (министерств просвещения и здравоохранения).
Ввиду того, что логопедам часто приходится иметь дело с детьми, страдающими кроме дефектов речи другими недостатками физического или интеллектуального порядка, в учебный план включен курс «Введение в дефектологию» (т. е. основы сурдо-, тифло- и олигофренопедагогики).
Всего на логопедическом отделении в учебном плане предусмотрено 1347 часов занятий из которых на лекции отводится 388 часов, на практические занятия (в непосредственной связи с лекциями) — 320 часов и на практику в учреждениях — 639 часов.
Как предметную специальность, которая в педагогическом высшем учебном заведении обязательна для каждого студента, мы избрали языковедение, имеющее наиболее тесную связь с логопедией, на что в свое время указал академик Л.В. Щерба в следующих словах: «Практикой логопедии должны были бы, конечно, заниматься в первую очередь учителя русского языка».
На основании всего изложенного профиль специалиста, сдавшего государственный экзамен на звание логопеда, будет включать в себе следующие 4 предмета: 1) основы марксизма-ленинизма, 2) логопедию, 3) русский язык и 4) русскую литературу.
Мы не сомневаемся в том, что студент, усвоивший перечисленные выше дисциплины, будет в состоянии не только с успехом вести непосредственную логопедическую работу, но и руководить логопедическими учреждениями и, что особенно важно и нужно, двигать вперед — теоретически и методически — советскую логопедическую науку.
Перед логопедами открывается широкое поле многогранной деятельности. С каждым годом все больше и больше осознается важность и эффективность логопедической работы. Особенно среди учителей начальной и средней школы ощущается потребность в логопедической помощи, как средства борьбы со школьной неуспеваемостью.
Ученые записки МГПИ. М., 1950. Т. LXI. С. 151-155.