В современных условиях сложилась ситуация, когда предприятия, проектные и научно-исследовательские институты, банки и другие коммерческие организации не вооружены современной методикой экономического обоснования инвестиций, что, естественно, отрицательно влияет на эффективность их использования. За последние годы в литературе стали появляться публикации, связанные с методологией экономического обоснования инвестиций, которые порой носят противоречивый характер. Поэтому разработка общепризнанной методики экономического обоснования капитальных вложений, которая была бы понятна и доступна для коммерческих организаций и учитывала бы международную практику, имеет большое теоретическое и практическое значение.
В бытность плановой (административно-командной) экономики в СССР действовала методика определения абсолютной и сравнительной эффективности капитальных вложений, которая была утверждена официальными органами в 1977 г. Эта методика была единой и широко использовалась на практике, и до сих пор ее никто не отменял.
С переходом экономики России на рыночные отношения вышеупомянутая методика уже морально устарела и не может в полной мере использоваться на практике. Прежде чем указать причины, почему эта методика морально устарела, необходимо коротко раскрыть ее суть.
Методика определения абсолютной и сравнительной эффективности капитальных вложений состояла как бы из двух методик: методики определения абсолютной эффективности капитальных вложений и методики определения сравнительной эффективности капитальных вложений.
2.1 Методика определения абсолютной эффективности капитальных вложений.
Абсолютную эффективность капитальных вложений для различных уровней рекомендовалось определять по следующим формулам:
а) на народно-хозяйственном уровне –
(1) (2) |
где Ен/х – коэффициент абсолютной эффективности капитальных вложений на народнохозяйственном уровне;
∆НЧ – прирост национального дохода;
К – капитальные вложения, вызвавшие прирост национального дохода;
Ток – срок окупаемости капитальных вложений;
б) на отраслевом уровне –
(3) (4) |
где ∆ЧП – прирост чистой нормативной продукции.
в) на уровне предприятия:
для прибыльных предприятий –
(5) (6) |
для убыточных предприятий –
(7) (8) |
где ∆П – прирост прибыли на предприятии за счет вложения инвестиций;
С1, С2 – себестоимость единицы продукции до и после вложения инвестиций;
Y2 – объем выпуска продукции после использования капитальных вложений.
Рассчитанные таким образом показатели абсолютной эффективности капитальных вложений сравнивались с нормативными величинами. Если они были равны или превышали значения нормативных коэффициентов эффективности капитальных вложений, то в этом случае считалось, что капитальные вложения в экономическом плане обоснованы.
Значения нормативных коэффициентов эффективности капитальных вложений были дифференцированы по отраслям народного хозяйства и колебались от величины 0,07 до 0,27.
В современных условиях основной недостаток данной методики заключается в том, что величины нормативных коэффициентов эффективности капитальных вложений в значительной степени занижены. В условиях рыночной экономики их величина должна адекватно изменяться в зависимости от изменения уровня инфляции и должна быть на уровне процентной ставки или другого аналогичного критерия, например ставки дивиденда.
Вторым ее недостатком является то, что для убыточных предприятий коэффициент абсолютной эффективности предлагается определять по формуле
. | (9) |
Недостаток этой формулы заключается в том, что в числителе стоит не прибыль, а себестоимость продукции до и после вложения инвестиций. Дело в том, что реализация какого-либо мероприятия не всегда приводит к ликвидации убыточности предприятия, хотя издержки в этом случае снижаются.
Для рыночных условий такое положение является неприемлемым.
Для подтверждения этого вывода рассмотрим условный пример.
Пример. На предприятии до проведения технического перевооружения годовой объем выпуска товарной продукции составлял 200 шт. изделий (в стоимостном выражении 200 тыс. руб.), а затраты на ее производство и реализацию 300 тыс. руб.
Для снижения убыточности предприятия было решено провести техническое перевооружение производства. Капитальные вложения на его осуществление составили 100 тыс. руб. После реализации проекта объем выпуска увеличился на 20%, а затраты на 1 руб. товарной продукции составили 1,1 руб.
Требуется рассчитать абсолютную эффективность капитальных вложений и сделать вывод.
Решение. Определяем прибыль (убыток) от реализации товарной продукции до технического перевооружения -
200 - 300 = -100 тыс. руб. (убыток);
прибыль (убыток) от реализации товарной продукции после технического перевооружения производства -
200 ∙1,2 ∙ 1000 - (200 ∙ 1,2 ∙ 1000 ∙ 1,1) = 240 000 - 264 000 = = - 24 000 руб. (убыток);
абсолютную эффективность капитальных вложений -
срок окупаемости капитальных вложений –
Таким образом, предприятие как было убыточным, так и осталось, но убыток в результате технического перевооружения снизился со 100 тыс. руб. до 24 тыс. руб.
Данный методический подход можно использовать для отдельного структурного подразделения, когда предприятие в целом является рентабельным.
Данная методика, а особенно ее формула Е = ∆П: К, являются правомерными и для рыночных условий, т.е. ими можно пользоваться и в настоящее время.
2.2 Методика определения сравнительной эффективности капитальных вложений.
Методика определения сравнительной эффективности капитальных вложений основана на сравнении приведенных затрат по вариантам. Согласно этой методике экономически целесообразным вариантом считается тот, который обеспечивает минимум приведенных затрат, т. е.
3i = Cj + EнKj → min, | (10) |
где Cj – себестоимость продукции по вариантам;
Kj – капитальные вложения по вариантам;
Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.
При этом годовой экономический эффект от реализации лучшего варианта определяется из выражения
Э = (31 - 32) = (С1 - С2) – Ен (К2 – К1), | (11) |
где 31, 32 – приведенные затраты по вариантам;
С1, С2 – себестоимость продукции по вариантам;
К1, К2 – капитальные вложения.
Сравнительный коэффициент эффективности капитальных вложений определяется по формуле
(12) (13) |
Если Еср ≥ Ен, то из этого следует, что капитальные вложения в экономическом плане обоснованы.
Если капитальные вложения вкладывались в разное время, то рекомендовалось применять коэффициент приведения:
(14) |
где Епр – норматив дисконтирования;
t – период приведения, лет.
Капитальные вложения в этом случае приводились или к началу осуществления проекта (путем деления на этот коэффициент), или к концу осуществления проекта (путем умножения на этот коэффициент).
Основным недостатком методики определения сравнительной эффективности капитальных вложений является то, что критерием для определения лучшего варианта являются приведенные затраты, а не прибыль, которая в наибольшей степени отвечает требованиям рыночной экономики.
Кроме того, данная методика не может быть использована для экономического обоснования инвестиций, направляемых на улучшение качества продукции. Это связано с тем, что, как правило, с улучшением качества продукции увеличиваются издержки на производство и реализацию продукции за счет применения более качественных и дорогостоящих материалов, использования более высококвалифицирован-ного труда и других факторов. Поэтому методика определения сравнительной эффективности капитальных вложений, в которой за основу сравнения взяты приведенные затраты, в этом случае не может быть применена. Если мы попытаемся ее применить, то результат будет однозначный – отрицательный.
Рассмотрим это обстоятельство на конкретном примере.
Пример. Для обеспечения конкурентоспособности продукции на предприятии приняли решение существенно улучшить ее качество. Для осуществления этого мероприятия требуются капитальные вложения в размере 300 тыс. руб. Кроме того, предприятие решило приобретать более качественное исходное сырье и повысить уровень квалификации рабочих.
Исходные данные для экономического обоснования этого решения следующие:
Базовый вариант. Объем выпуска (V) 100000 шт. Себестоимость изготовления единицы продукции – 12 руб. Продажная цена (без НДС) – 13руб.
Проектный вариант. Объем выпуска - 150 000 шт., себестоимость изготовления единицы продукции – 13 руб., продажная цена (без НДС) – 15 руб.