Христианская концепция истории

В средневековую эпоху церковь занимала монопольное положение во всех областях интеллектуальной жизни, поэтому прагматизм античной исторической мысли был вытеснен. На смену ему пришел провиденциализм (теоцентризм). В основу христианского понимания развития человечества была положена библейская модель истории:

- история развивается по божественному предначертанию;

- люди – простые исполнители божественного замысла; их разум и вера не способны изменить ход истории;

- исторический процесс – это постепенное продвижение человечества к царству вечной жизни.

Развитие истории, смена эпох, возвышение и упадок отдельных держав и народов определяется вечной и неизмененной борьбой добра и зла, Бога и дьявола. Приверженность тому или другому проявлялась в истории империй, государств, во взаимоотношениях отдельных людей.

Это понимание истории как глобального религиозного процесса сформулировал известный христианский богослов Аврелий Августин (354-430) в сочинении «О граде Божием». По Августину, противостояние добра и зла, Бога и дьявола находило свое отражение в борьбе града Божьего (сообщества всех праведников и истинно верующих) и града Сатаны (язычников и врагов веры). Эти два сообщества разделены в вечности на два лагеря, но и избранные, и грешники сосуществуют в земном сообществе – граде Земном. Борьба праведников и грешников – не только духовное столкновение, но и воплощенное в истории и делах человеческих противостояние двух лагерей. Августин верил в окончательную победу праведников и поражение грешников.

Своеобразными были и христианские представления о времени. Если в античную эпоху времяисчисление велось от произвольно выбранной точки отсчета, привязывалось к конкретному политическому сообществу (например, в Риме счисление велось от основания Вечного города), то христианское толкование времени не привязывалось к конкретным явлениям, сообществам. История стала восприниматься как универсальный (всемирный) процесс, в котором участвуют все народы.

Моделью средневекового исторического сознания была Священная история. Отсюда и христианская хронология, включавшая 6 периодов:

1) от Адама до Потопа;

2) от Потопа до Авраама;

3) от Авраама до царя Давида;

4) от царя Давида до Вавилонского пленения;

5) от Вавилонского пленения до Христа;

6) от рождения Христа до его грядущего Второго пришествия, Страшного суда и полного торжества града Божьего.

Таким образом, христианские богословы понимали историю как линейный (протянувшийся от дней Творения до Страшного суда), конечный и универсальный процесс, охватывающий все народы.

С XI в. стал постепенно распространяться отсчет времени от Рождества Христова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: