Место философии в культуре определяется тем, что философия – это рефлексия над формами общественного сознания. По отношению к этим формам философия осуществляет рациональное обоснование их основополагающих ценностных смыслов в качестве основополагающих принципов мироустройства.
Гегель считал, что философия – это самосознание культуры того или иного народа в ту или иную историческую эпоху.
ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК
ЛЕКЦИЯ 1. ЧЕЛОВЕК КАК ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
План:
1. Человек как философская проблема. Исторический характер представлений о человеке.
2. Исходные понятия философской антропологии: человек, человечество, сущность и существование человека.
3. Проблема антропогенеза. Фундаментальные специфические характеристики человека.
Человек как философская проблема.
Исторический характер представлений о человеке.
Можно различать антропологию и антропологизм в широком и узком смысле слова. В широком смысле: антропологизм – это всеобщая характеристика мировоззрения, а значит всеобщая характеристика и философии. Любая форма философского мировоззрения включает в себя проблему человека, т.е. антропологическую проблематику в широком смысле.
|
|
Философская антропология в широком смысле – это учение о сущности (сущностной структуре) и существовании человека, о его основных отношениях (к природе, обществу, другим людям и самому себе, к Богу), о его происхождении, основных категориях и законах его бытия.
В истории европейской философии выделяются:
I. античность
Эта эпоха понимала человека, исходя из следующих принципов:
1. человеческое и природное едины; человек есть микрокосм, т.е. малый мир, отображение и символ макрокосма (т.е. космоса, Вселенной). Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса и при этом является частью космоса.
2. природа человека двойственна, поскольку человек состоит из души и тела. Аристотель понимает человека как живое целостное существо
1) наделённое разумной душой
2) обладающее способностью к общественной деятельности («человек есть политическое животное»).
3. человек рассматривается как нравственное существо. Нравственное предназначение человека состоит в самосовершенствовании человека через познание. Добродетельным может быть только знающий человек. Добродетель понималась как умение человека быть счастливым, умение отличать подлинные ценности от мнимых.