Роль философии в культуре

Место философии в культуре определяется тем, что философия – это рефлексия над формами общественного сознания. По отношению к этим формам философия осуществляет рациональное обоснование их основополагающих ценностных смыслов в качестве основополагающих принципов мироустройства.

Гегель считал, что философия – это самосознание культуры того или иного народа в ту или иную историческую эпоху.


ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК

ЛЕКЦИЯ 1. ЧЕЛОВЕК КАК ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

План:

1. Человек как философская проблема. Исторический характер представлений о человеке.

2. Исходные понятия философской антропологии: человек, человечество, сущность и существование человека.

3. Проблема антропогенеза. Фундаментальные специфические характеристики человека.

Человек как философская проблема.

Исторический характер представлений о человеке.

Можно различать антропологию и антропологизм в широком и узком смысле слова. В широком смысле: антропологизм – это всеобщая характеристика мировоззрения, а значит всеобщая характеристика и философии. Любая форма философского мировоззрения включает в себя проблему человека, т.е. антропологическую проблематику в широком смысле.

Философская антропология в широком смысле – это учение о сущности (сущностной структуре) и существовании человека, о его основных отношениях (к природе, обществу, другим людям и самому себе, к Богу), о его происхождении, основных категориях и законах его бытия.

В истории европейской философии выделяются:

I. античность

Эта эпоха понимала человека, исходя из следующих принципов:

1. человеческое и природное едины; человек есть микрокосм, т.е. малый мир, отображение и символ макрокосма (т.е. космоса, Вселенной). Человек содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса и при этом является частью космоса.

2. природа человека двойственна, поскольку человек состоит из души и тела. Аристотель понимает человека как живое целостное существо

1) наделённое разумной душой

2) обладающее способностью к общественной деятельности («человек есть политическое животное»).

3. человек рассматривается как нравственное существо. Нравственное предназначение человека состоит в самосовершенствовании человека через познание. Добродетельным может быть только знающий человек. Добродетель понималась как умение человека быть счастливым, умение отличать подлинные ценности от мнимых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: