1. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ. Заслуга Д. перед ф-фией в том, что он: • обосновал ведущ. роль разума в познании; • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистич. и идеалист. направление в ф-фии; • выдвинул теорию о науч. методе познания и о "врожденных идеях".
2. В основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:
• сомнение — свойство мысли, значит, чел., сомневаясь, - мыслит;
• мыслить может реально существующий чел.;
• следовательно, мышление явл. основой как бытия, так и познания;
• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
В этой связи Д. стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его Филос.ое кредо: "Я мыслю, следовательно, я существую".
3. Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия - Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, кот. вечен.
Все сотворенные субстанции Д. делит на два рода:
• материальные (вещи); • духовные (идеи).
При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
• протяжение — для материальных;
• мышление - для духовных.
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
Остальные свойства субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Д. модусами. Чел-к, по мнению Д., состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
4. Исходя из того, что чел. совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) чел.а. С (.) зрения дуализма Д. решается и "основной? ф-фии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен - они сущ. всегда и явл. двумя различными проявлениями единого бытия.
6. Одновременно Д. выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, кот. не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", кот. существуют всегда в разуме Бога и разуме чел.а и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
• понятия;
• суждения.
Примером могут служить следующие: • врожденных понятий - Бог (существует); "число" (существует), "воля", "тело", "душа", "структура" и т. д.; • врожденных суждений — "целое больше своей части", "из ничего не бывает ничего", "нельзя одновременно быть и не быть". Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания.
В качестве конечной цели познания ф-ф видел господство чел.а над природой.