Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается и на особом, философском типе мышления, лежащем в основе именно философского познания и на самостоятельности предмета философии. Причем если специфика философского типа мышления практически ни у кого не вызывала сомнения, то наличие у философии своего особого предмета познания оспаривалось и до сих пор оспаривается многими иисследователями, особенно теми, кто абсолютизирует значение конкретно-научного знания.
Предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и в конечном счете над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Роль философии можно объяснить, определив ф-ции философии.
Функции. I) Прежде всего, филос выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная куль-ра или общ-о историческая жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают категори, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явления, процесс, свойство, отн-ие, ивненение и т.д.
|
|
2) Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму
3)А так же систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах.
4) Критическая функция. Поиск решений сложных филос. вопросов, формирования нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию
5) Важнейшей функцией филос. в культурно- исторической жизни людей явл согласование, интеграция всех форм человеческого опыта - практического, познавательного и ценностного