Борьба противоположиостей —источник их развития

Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство противоположностей. Какой же характер этого единства? Сосуществуют ли противоположности в этом единстве мирно или вступают в противоречия, в борьбу друг с другом? Развитие самых различных предметов и явлений действительности говорит о том, что противоположные стороны не могут мирно сосуществовать в едином предмете: противоречивый, взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предметах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет основной источник развития материи и сознания. Утверждение о том, что решающим в развитии является борьба противоположностей, вовсе не умаляет значения их единства. Единство противоположностей составляет необходимое условие борьбы, так как борьба имеет место только там, где противоположные стороны существуют в едином предмете или явлении. Равновесие противоположностей относительно и в любом другом процессе. Иначе и быть не может: если бы оно было постоянным, вечным, то в мире не происходило бы никакого развития. Только борьба составляет источник, движущую силу развития. Весь опыт развития науки и общественно-исторической практики людей неоспоримо свидетельствует, что источником развития является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных областях материальной действительности. Таким образом, в ходе борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется вечное движение материи и энергии в космосе.

Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, они представляют собой единство противоположностей. Противоположности не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития действительности.


50. Диалектика как универсальный метод познания.

В процессе познания и практической деятельности люди ставят перед собой определенные цели, выдвигают те или иные задачи. Но поставить цель, сформулировать задачу — это еще не значит осуществить задуманное. Очень важно найти правильные пути к цели, эффективные приемы решения задач. Пути достижения цели, совокупность определенных принципов, приемов теоретического исследования и практического действия и составляют метод.

Без применения определенного метода невозможно решать никакие научные и практические задачи. Если мы хотим, например, определить химический состав какого-либо вещества, то для этого необходимо прежде всего овладеть методом химического анализа, то есть уметь воздействовать на это вещество нужными химическими реактивами, разложить его на составные части, выяснить их химические свойства и т. д. Если нам необходимо выплавить металл, мы должны овладеть технологией плавки, то есть теми практическими приемами, которые выработаны людьми в процессе металлургического производства.

Определенный метод столь же необходим при исследовании физических, биологических и других явлений. Вот почему люди уделяют столь много внимания разработке методов теоретической и практической работы, овладению этими методами.

Метод не есть механическая сумма тех или иных приемов исследования, выбираемых людьми по своему желанию, вне связи с самими исследуемыми явлениями. В значительной степени сам метод обусловлен природой этих явлений, присущими им закономерностями. Поэтому каждая область науки или практики и вырабатывает свои особые методы. Методы физики, например, отличаются от методов химии, а эти последние — от методов биологии и т. д.

Научная философия, обобщая достижения различных наук и практики человечества, выработала свой метод познания — материалистическую диалектику. Этот метод отличается от метода конкретных наук тем, что дает ключ к пониманию не каких-то отдельных областей действительности, а всех без исключения областей природы, общества и мышления, к пониманию мира в целом.

Слово «диалектика» древнегреческого происхождения. В древности диалектикой называлось умение вести спор, добиваясь истины путем выявления и преодоления противоречий в высказываниях противника. Позднее она стала пониматься как метод познания действительности Диалектика рассматривает мир в постоянное движении и развитии, то есть видит его таким, каков он есть, поэтому она и является единственно научным методом. Опираясь на достижения науки и общественно-исторической практики, диалектика утверждает, что мир — это бесконечный процесс движения, обновления, отмирания старого и возникновения нового. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему». При этом источник движения, развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих самим предметам и явлениям.

Методом, в корне противоположным материалистической диалектике, является метафизика.

Метафизический метод подхода к явлениям возник сначала в естествознании, а в XVII—XVIII веках получил распространение и в философии. Метафизика того времени отрицала развитие, возникновение нового, а движение понимала как простое перемещение тел в пространстве. В настоящее время, в век величайших социальных преобразований и грандиозной научно-технической революции, прямо отрицать развитие стало невозможно, поэтому современная метафизика пошла по пути искажения существа развития. Она понимает развитие только как количественное увеличение или уменьшение, как простое повторение уже имеющегося, без возникновения нового, отрицает внутренние противоречиякак источник развития.

Не признавая прогрессивного характера развития, борьбы нового со старым и неизбежности победы нового, современная метафизика выражает интересы реакционных сил и используется ими в борьбе против всего передового, прогрессивного. Метафизика составляет и теоретическую основу догматизма, представители которого не хотят видеть глубоких социальных изменений,
которые происходят в мире, и вне учета постоянно изменяющихся исторических условий пытаются решать важнейшие проблемы современности.

Повседневная жизнь, наука, практика подтверждают истинность диалектики. С особой убедительностью ее жизненную силу демонстрирует современное развитие общества.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: