Понятие политического сознания
Политическое сознание возникло в античности как ответ на реальную потребность в осмыслении таких новых явлении, как государство и государственная власть, которые впервые возникли с расколом общества на антагонистические классы. В политическом сознании общества отражается понимание того соотношения, которое устанавливается между, с одной стороны. непосредственной практической деятельностью людей, а с другой - социально-регламентированными условиями, в которых эта деятельность протекает. Так как общественное разделение труда ведет к возникновению классов, а значит, и к резким различиям в условиях их жизни и деятельности, то появляется необходимость поддерживать сложившуюся классовую структуру через государственную власть, которая чаще всего, естественно, выражает интересы господствующего класса. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти. В этой обусловленности непосредственными экономическими и классовыми интересами состоит специфика политического сознания, в лоне которого формируются уже собственно политические интересы.
|
|
Естественно, что политическое сознание общества не может быть однородным, так как оно охватывает «область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами». Политическая оценка действительности зависит от того конкретного положения, которое занимает носитель этой оценки (индивид, группа, класс) в данном общественном устройстве. В классово-антагонистическом обществе, поскольку реальное положение каждого класса в его отношении к государственной власти имеет специфические отличия, происходит постоянное столкновение политических интересов в борьбе за государственную власть. Устройство государственной власти — центральная проблема политического мышления. Политическая борьба за определение устройства, задач и содержания деятельности государства исторически облекалась в самые разнообразные по своему качеству формы — начиная от гласного обсуждения социальных проблем, от парламентских дискуссий и экономических требований, ведущих к частным реформам, и кончая насильственными государственными переворотами, социальными революциями. Эволюция политических доктрин в конечном счете отражает прогрессивное развитие социально-экономической истории.
Политические интересы объективны и потому затрагивают каждого человека, имея либо открыто выраженные, либо скрытые, завуалированные формы. По существу, жизнь всех обществ пропитана политическими интересами, концентрирующими в себе острые социальные противоречия. Именно политические интересы чаще всего являются стержнем всех общественно активных объединений и тем более социальных столкновений. Таким образом, политическое сознание является отражением производственно-экономических и общественных отношений классов в их совокупном отношении к государственной власти. В этой обусловленности непосредственными экономическими и классовыми интересами состоит специфика политического сознания, в лоне которого формируются уже собственно политические интересы.
|
|
Естественно, что политическое сознание общества не может быть однородным, так как оно охватывает «область отношений всех классов и слоев к государству и правительству, область взаимоотношений между всеми классами». Политическая оценка действительности зависит от того конкретного положения, которое занимает носитель этой оценки (индивид, группа, класс) в данном общественном устройстве. В классово-антагонистическом обществе, поскольку реальное положение каждого класса в его отношении к государственной власти имеет специфические отличия, происходит постоянное столкновение политических интересов в борьбе за государственную власть. Устройство государственной власти — центральная проблема политического мышления. Политическая борьба за определение устройства, задач и содержания деятельности государства исторически облекалась в самые разнообразные по своему качеству формы — начиная от гласного обсуждения социальных проблем, от парламентских дискуссий и экономических требований, ведущих к частным реформам, и кончая насильственными государственными переворотами, социальными революциями. Эволюция политических доктрин в конечном счете отражает прогрессивное развитие социально-экономической истории.
Политические интересы объективны и потому затрагивают каждого человека, имея либо открыто выраженные, либо скрытые, завуалированные формы. По существу, жизнь всех обществ (за исключением первобытного) пропитана политическими интересами, концентрирующими в себе острые социальные противоречия. Именно политические интересы чаще всего являются стержнем всех общественно активных объединений и тем более социальных столкновений. В этой борьбе все — и наука, и искусство, и религия, и философия — может стать объектом политического сознания, все вовлекается в сферу идеологических дискуссий. Не только социально-экономическая, но и духовная жнзнь общества находится в зависимости от политических интересов.