Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»
С.А. Баркалов, Г.Д. Юшин, Я.С. Строганова, С.В. Жаденова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методический комплекс
Воронеж 2013
УДК 330 (07)
ББК 65.290-2я7
Б25
Рецензенты:
кафедра управления проектами и программами
Российского экономического университета имени Г.В.Плеханова;
В.В. Цыганов,д-р техн. наук, профессор ИПУ РАН им. В.А.Трапезникова
Б25 | Баркалов, С.А. Стратегический менеджмент: учеб.-метод. комплекс / С.А. Баркалов, Г.Д. Юшин, Я.С. Строгонова, С.В. Жаденова;Воронежский. ГАСУ. – Воронеж, 2013. – 204 с. |
ISBN
В пособии приведены теоретические и практические задания по курсу «Стратегический менеджмент». Все работы снабжены необходимыми теоретическими сведениями, примером решения подобной задачи и вариантами заданий для самостоятельного выполнения.
|
|
Пособие рассчитано на студентов всех специальностей, аспирантов и специалистов строительных организаций, занимающихся вопросами стратегического планирования производства и экономическим анализом.
Ил. Табл. Библиогр.: 38 назв.
УДК 330 (07)
ББК 65.290-2я7
Печатается по решению научно-методического совета
Воронежского ГАСУ
ISBN © Баркалов С.А., Юшин Г.Д.,
Строгонова Я.С., Жаденова С.В., 2013
© Воронежский ГАСУ, 2013
Оглавление
ВВедение.. 7
Раздел 1. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 14
1. Введение в стратегический менеджмент. 14
1.1. Введение. 14
1.2. История развития науки. 21
1.3. Отличие стратегического менеджмента от стратегического планирования
…………………………………………………………………………………….......... 25
2. Понятие стратегии. 28
2.1. Определение понятия "стратегия". 28
2.2. Виды стратегий. 36
3. Основы процесса стратегического менеджмента. 41
3.1. Процесс стратегического менеджмента. 41
3.2. Стратегическое видение и миссия. 42
4. Подходы стратегического менеджмента. 44
4.1. Процесс стратегического менеджмента. Постановка целей. 44
4.2. Принципы и подходы стратегического менеджмента. 46
5. Процесс разработки стратегии. 47
5.2. Составляющие стратегии компании. 50
5.3. Стратегия и творческий подход. 51
6.Корректировка стратегии. 54
6.1. Процесс стратегического менеджмента. Реализация стратегии. 54
6.3. Оценка результатов и корректировка стратегии. 55
6.4. Причины изменения стратегии. 55
7. Подходы к разработке стратегии. 56
7.1. Способы разработки стратегии. 56
7.2. Сравнение подходов. 58
раздел 2 Анализ отрасли и конкурентной ситуации.. 60
8. Модели конкуренции при разработке стратегии. 60
|
|
8.1. Пятифакторная модель конкуренции М. Портера
Угроза вхождения в отрасль новых конкурентов………………………………... 60
8.2. Барьеры вхождения. 61
9. Анализ конкуренции внутри отрасли. 69
9.1. Интенсивность соперничества между действующими конкурентами внутри отрасли. 69
9.2. Влияние на интенсивность конкуренции барьеров выхода и входа. 72
10. Анализ рыночной ситуации. 73
10.1. Давление со стороны продуктов-субститутов. 73
10.2. Рыночная власть покупателей. 74
10.3. Рыночная власть поставщиков. 76
11. Анализ конкуренции в отрасли. 78
11.1. Последовательность анализа отрасли и конкурентной ситуации. 78
11.2. Основные экономические характеристики отрасли. 79
12. Последовательность анализа в отрасли. 80
12.1. Последовательность анализа отрасли и конкурентной ситуации.
Причины изменений в структуре конкуренции и внешней среде……………… 80
12.2. Движущие силы конкуренции. 81
13. Методы анализа конкурентов. 84
13.1. Анализ самых сильных и самых слабых конкурентов. 84
13.2. Карты стратегических групп. 85
14. Предупреждающие действия в конкурентной борьбе. 86
14.1. Возможные действия конкурентов. 86
14.2. Выявление будущих лидеров отрасли. 88
Контрольные вопросы.. 88
15. Факторы успеха в конкурентной борьбе. 89
15.1. Ключевые факторы успеха в конкурентной борьбе. 89
15.2. Общая привлекательность отрасли. 91
и перспективы прибыльности. 91
16. Анализ будущих конкурентов. 92
16.1. Методика анализа конкурентов. Будущие цели. Представления. 92
16.2. Текущая стратегия. 99
17. Конкурентная разведка. 104
17.1. Построение системы сбора конкурентной информации.
Конкурентная разведка…………………………………………………………….. 104
17.2. Схема возможной последовательности действий при оценке конкурентоспособности товара. 105
Раздел 3 Стратегия и конкурентное преимущество.. 107
18. Базовые конкурентные стратегии. 107
18.1. Базовые конкурентные стратегии. Условия реализации базовых стратегий. Конкурентное преимущество по издержкам. Реорганизация цепочки ценностей. 107
18.2. Детерминанты конкурентного преимущества. 109
Контрольные вопросы.. 110
19. Дифференциация. 111
19.1. Базовые конкурентные стратегии. 111
19.2.Типы дифференциации. Сферы создания дифференциации.
Затраты на дифференциацию………………………………………………….... 111
20. Сфокусированные стратегии. 113
21. Оценка рисков. 114
21.1. Риски базовых конкурентных стратегий. 114
21.2. Риски абсолютного лидерства в издержках……………………………… 114
21.3. Риски дифференциации. 115
21.4. Риски фокусирования. 115
22. Понятие стратегии вертикальной интеграции. 116
22.1. Стратегия вертикальной интеграции. 116
22.2. Выгоды вертикальной интеграции. 117
23. Понятие частичной интеграции. 118
23.1. Издержки вертикальной интеграции. 118
23.2. Частичная интеграция. Квазиинтеграция. 119
24. Основы наступательной стратегии. 121
25. Основы оборонительной стратегии. 123
Раздел 4. Разработка стратегии с учетом специфики отрасли и ситуации 125
26. Эволюционные процессы в отрасли. 125
26.1. Концепция эволюции отрасли. 125
26.2. Эволюционные процессы. 127
27. Особенности поведения формирующихся отраслей. 128
27.1. Конкурентная стратегия в новых отраслях. 128
27.2. Структурные особенности формирующихся отраслей. 129
28. Особенности стратегий в зрелых отраслях. 131
28.1. Конкурентная стратегия в зрелых отраслях. 131
28.2. Изменения отрасли в переходный период. 132
29. Особенности стратегии компаний-преследователей. 134
30. Особенности стратегии в отстающих компаниях-конкурентах. 136
Раздел 5. Методы портфельного анализа.. 140
31. Матрица «рост – удельный вес в обороте рынка» Бостонской консалтинговой группы. 140
32. Матрица General Electric. 143
32.1. Оценка конкурентоспособности подразделений. 143
32.2. Матрица экрана бизнеса General Electric. 143
33. Формирование портфеля стратегий. 145
|
|
33.1. Формирование портфеля стратегий с учетом стадии жизненного цикла отрасли. 145
33.2. Модель ADL\LC. Модель HOFER\SCHENDEL. 146
Раздел 6. Реализация стратегии.. 149
34. Реализация стратегии. 149
34.1. Основы реализации стратегии. 149
34.2. Главные задачи реализации стратегии. 150
34.3. Создание эффективной организации. 152
35. Система сбалансированных показателей. 154
36. Влияние стратегии на организационную структуру. 158
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………………………………...…162
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ.. 175
ВВедение
Курс «Стратегический менеджмент» является одной из основных дисциплин в системе экономического образования, включенных в федеральный компонент государственного образовательного стандарта.
Термин «стратегический менеджмент» возник в результате эволюции систем управления, проходившей под воздействием изменений производства в 60-70-е годы ХХ в. Вначале его методы применялись, в основном, крупными корпорациями, работавшими в более нестабильных условиях внешней среды и имевшими средства на исследования и разработку систем стратегического управления. В дальнейшем идеи и методы стратегического управления стали использоваться компаниями разных размеров и сфер бизнеса, а также некоммерческими организациями и органами государственного управления для обеспечения конкурентного преимущества в рыночных условиях.
В настоящее время стратегическое управление и как система управления, и как наука продолжает динамично развиваться. Возникли разные школы стратегического менеджмента, в каждой из которых преобладает тот или иной подход к стратегическому управлению.
Трансформация экономической системы России, ее интеграция в мировое хозяйство также породили бум исследований и практических разработок по стратегическому управлению: стратегий, стратегических планов, программ, проектов и т. д. Например, на уровне региона разработаны такие документы, имеющие стратегический характер, как Федеральная целевая программа (ФЦП) развития Калининградской области, Стратегия развития Сибири, ФЦП социально-экономического развития «Юг России» и другие.
|
|
Однако существующее разнообразие подходов и недостаточно четкое определение содержания результатов стратегических разработок снижают качество управления, требуют уточнения и систематизации вышеназванных понятий (терминов). Именно с такими терминами, подходами и методами стратегического управления знакомит курс «Стратегический менеджмент».
Изучение курса «Стратегический менеджмент» предусматривается учебным планом специальности 061100 «Менеджмент организации».
Целью преподавания дисциплины является изучение студентами теоретических основ принятия стратегических решений, изучение методов стратегического анализа и стратегического управления, а также получение ими специальных знаний и навыков, необходимых для практической деятельности в сфере формирования стратегии в условиях конкретной организации.
Задачи освоения дисциплины:
§ формирование системного подхода к принятию стратегических решений;
§ практическое овладение отраслевым, ситуационными и конкурентным анализом;
§ овладение методикой оценки и разработки стратегии компании одиночного бизнеса и диверсифицированной корпорации;
§ отработка практических навыков разработки стратегических рекомендаций по результатам анализа действующих фирм;
§ методическое обеспечение принятия стратегических решений и их реализации.
Дисциплина «Стратегический менеджмент» относится к вариативной части профессионального цикла учебного плана.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способности к работе в коллективе, способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-6);
- способности использовать законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-7);
- способности применять математический аппарат, методы оптимизации, теории вероятностей, математической статистики, системного анализа для принятия решений (ОК-8);
- способности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);
- способности использовать информационно-коммуникационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерных технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для анализа, разработки и управления проектом (ПК-2).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- теоретические концепции стратегического менеджмента;
- методологические основы стратегического управления предприятием в условиях нестабильной, изменяющейся среды;
- методологию диагностики стратегической среды;
- методику формирования стратегии фирмы и алгоритм ее реализации;
- методы мобилизации научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия и создания эффективного механизма управления предприятием;
уметь:
- формировать целевые ориентиры развития бизнеса;
- моделировать сценарии развития организации с учетом изменений внешней среды;
- на практике применять научные подходы, методы системного анализа прогнозирования и оптимизации при составлении стратегических планов;
- на основе методологии и инструментария стратегического менеджмента прогнозировать тенденции развития бизнеса и принимать управленческие решения с целью повышения конкурентоспособности предприятия;
владеть:
- методологией поведения стратегического анализа;
- методами диагностики стратегической позиции предприятия на рынке;
- практическими навыками разработки стратегии для конкретных объектов управления;
- методикой управления стратегическими организационными изменениями.
Распределение учебной нагрузки по специальности 061100 «Менеджмент организации» при изучении курса «Стратегический менеджмент» следующее:
Формы обучения | Дневная |
Курс | 3,4 |
Семестры | 6,7 |
Трудоемкость по видам учебной работы, ч. | |
Лекции | |
Лабораторные работы | |
Практические занятия | |
Индивидуальные занятия | |
Самостоятельная работа | |
Курсовой проект | |
Курсовая работа | |
Расчетно-графическая работа | |
Контрольные работы | |
Рубежи контроля знаний (семестр) | 6,7 |
Зачет | + |
Экзамен | + |