Постановка целей
Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание — это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики.
Установление цели — это более конкретный, чем миссия, уровень принятия решений. Следует различать цели общие, разрабатываемые на долгосрочную перспективу для фирмы в целом, и цели специфические, устанавливаемые по основным видам и функциональным направлениям деятельности на основе общих целей организации. Сам процесс постановки целей в организации в основном происходит сверху вниз.
Каждый руководитель в организации, от наивысшего до низшего уровня, должен иметь четкие цели, которые обеспечивают поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком уровне. По сути, это руководство к действию, подразумевающее, каких результатов, когда необходимо достичь и кто за это отвечает.
|
|
Чтобы цели имели управленческую ценность, они должны быть определены в количественных и измеримых показателях и содержать предельные значения, которых нужно добиться. Необходимость постановки задач существует на всех уровнях управления, и цели должны быть установлены не только для организации в целом, но и для каждого подразделения, каждой товарной группы, функционального или обеспечивающего отдела.
Цели — это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Для них характерны следующие черты и свойства:
■ четкая ориентация на определенный интервал времени;
■ конкретность и измеримость;
■ непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами;
■ адресность и контролируемость.
Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития. Наряду со стратегическими целями и задачами им приходится решать огромное количество текущих и оперативных задач. Кроме экономических задач перед ними стоят социальные, организационные, научные и технические задачи.
Наряду с регулярно повторяющимися «традиционными проблемами» они должны принимать решения по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация видов целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. В таблице 1.3 представлена классификация видов целей.
Таблица 1.3
Классификация видов целей
Критерии классификации | Группы целей |
Период установления | Стратегические Оперативные Тактические |
Содержание | Экономические Социальные Организационные Технические Научные Политические |
Структурные | Маркетинговые Производственные Инновационные Финансовые Кадровые Административные |
Среда | Внутренние Внешние |
Измеримость | Количественные Качественные |
Повторяемость | Постоянные Разовые (повторяющиеся) |
Иерархия | Предприятий Подразделений |
Стадия жизненного цикла | Проектирование и Зрелость объекта создание объекта. Завершение жизненного цикла объекта Рост объекта |
После определения стратегической цели (целей) компании необходимо разложить ее на более мелкие, т.е. декомпозировать на разные уровни компании (декомпозиция — разложение основных целей на структурные образования без утраты смысла целого).
|
|
Одним из распространенных методов декомпозиции является построение дерева целей [16].
Дерево целей — это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель (вершина дерева); подчиненные ей цели первого, второго и последующего уровней (ветви дерева).
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
§ общая цель (находящаяся в вершине графа) должна содержать описание конечного результата;
§ при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
§ при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
§ подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимы друг из друга;
§ фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Таким образом, цели организации должны составлять единую систему. Цель компании в идеальном варианте декомпозируется до целей отдельных сотрудников. Так, процессы, происходящие на разных уровнях организации, сонаправлены на достижение единой цели — цели компании. Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности поставленных целей, от принятой в организации структуры, от иерархичности построения ее менеджмента.