Тема работы: Принципы городской логистики. Принцип второй – рационализация уровня потребностей в грузовых транспортных услугах, предоставляемых системам жизнеобеспечения крупных муниципальных образований.
Цель работы: Количественная оценка грузовых корреспонденций в городских транспортных сетях.
Время выполнения работы: – 2 часа
Порядок составления отчета:
В отчете должны быть указанны;
1.Дата выполнения работы;
2. Ф.И.О. студента и группа
3.Тема и цель работы;
4. Теоретическая часть работы;
5. Ход выполнения практической работы;
6. Выводы;
7. Перечень использованных литературных источников.
Хода работы:
К операциям рационализации грузовых перевозок на городском транспорте принято относить планирование объемов и структуры перевозок, а также планирование загрузок элементов городской транспортной сети.
В соответствии с этим процесс формирования потоков часто делят на две стадии:
– по показателям потребности в транспортировке определяются соответствующие корреспонденции между узлами городской сети (объемы, направления, род грузов и т.д.);
|
|
– по установленным корреспонденциям формируются загрузки элементов городской сети и определяются величины потоков на дугах.
Эта схема охватывает и задачи распределения потоков и задачи их самоорганизации. К задачам распределения грузовых потоков в городских условиях относятся такие, в которых процесс образования потоков можно считать централизованно управляемым.
Когда процесс формирования потоков на первой и второй стадии нельзя представить полностью централизованно управляемым происходит самоорганизация потоков. С задачами самоорганизации приходиться иметь дело в случаях, когда особую роль в освоении перевозок начинают играть интересы отдельных индивидуумов или их групп.
При самоорганизации потоков невозможно централизованно формировать шахматные таблицы корреспонденций и устанавливать для каждой из них обязательный маршрут следования. В данной ситуации возможно лишь косвенное влияние «центра» на организацию потоков в городской сети (на выбор маршрута следования корреспонденций путем изменения технико – экономических параметров элементов сети; выполнения определенных мер по организации движения).
Целесообразно под задачей планирования грузовых потоков на транспорте в условиях города понимать комплекс взаимосвязанных задач ситилогистики, направленных на выявление рационального уровня потребностей общества в грузовых перевозках, согласования их с возможностями городской транспортной системы и формирования загрузок по всем подсистемам, различным уровням и элементам.
|
|
Слабо дискретное потребительское поле грузовых перевозок в условиях города характеризуется высокой плотностью размещения на исследуемой территории точек возникновения и поглощения корреспонденций. В такой ситуации необходимо учитывать взаимовлияние корреспонденций, так как под действием внутренних для системы факторов в этом случае возникает задачи ситилогистики, одна из которых заключается в рационализации уровня потребностей в транспортных услугах грузового транспорта.
Основа механизма рационализации грузовых корреспонденций между городскими точками зарождения и поглощения грузопотоков базируется на гравитационной модели, которая в общем виде может быть представлена следующей зависимостью:
(1)
Модель получила название гравитационной потому, что грузовая корреспонденция Qij, т. е. сила связи между зонами (точками), пропорциональна произведению vi и dj, характеризующих «потенциал» этих районов, и некоторой функции взаимного притяжения этих районов φιj.
Величины vi и dj связаны с объемом отправлений и прибытий между зонами, а функция φιj в простейшем виде может быть принята в следующем виде:
(2)
где a – городская транспортная константа;
Cij – расстояние между районами i и j.
Первая математическая модель корреспонденции между двумя транспортными районами гравитационного типа появилась более 100 лет назад, когда венский инженер фон Лилль исследовал железнодорожные перевозки по направлению Вена – Брюнн –Прага и вывел математическую зависимость, которая впоследствии получила широкое распространение при расчетах транспортных потоков.
Для сбалансированности модели необходимо, чтобы все поездки из зоны зарождения были равны сумме прибытий из этой зоны в зоны притяжения, т. е. выполнялось следующее условие:
(3)
где x – количество зон притяжения поездок.
Из последнего выражения можно получить значение константы a, обеспечивающее сбалансированность генерируемых поездок:
(4)
С учетом этого выражения получаем классическую форму гравитационной модели: