Нега тивная информация и стрессовые ситуации

Ситуации и действия, приводящие к нервно-эмоциональной нагрузке, напряжению и стрессу в работе:

• Все виды конфликтных ситуаций, возникающих в процессе совмест­ной работы.

• Критика, особенно несправедливая, высказанная в оскорбительной, грубой форме, затрагивающая чувство собственного достоинства.

• Необоснованное понижение в должности или перевод на другое место работы против желания человека.

Необоснованное понижение заработной платы, наложение матери­альных выплат, штрафов и т. п.

Лишение ожидаемых премий, поощрений, награждений. Наложение иных санкций, если они представляются чрезмерными или не вполне обоснованными.


Глава 7. Личность и авторитет менеджера

• Психологически неприемлемые и необоснованные распоряжения свер­ху, выбивающие из колеи и не позволяющие работать результативно.

• Плохая организация работы, постановка заданий, не подкрепленных соответствующими средствами и эффективными методами.

• Нагромождение различных дел и необходимость одновременного вы­полнения различных не связанных между собой видов работы.

• Неожиданные приказы, заставляющие работать в дефиците времени.

• Неспособность эффективно выполнять профессиональные обязанно­сти в силу отсутствия опыта.

• Финансовые ошибки, просчеты, нарушения, которые требуют значи­тельной материальной компенсации.

• Неблаговидные поступки руководителя или коллег по работе, затра­гивающие человека.

• Разочарование в работе, в ранее принятой позиции, осознание «тупи­ковое™» ранее отстаиваемых подходов и установок.

• Длительное ожидание чего-либо (например, ответственной проверки, квалификационного экзамена и др.).

• Неудовлетворенность большим количеством рутинной, неинтересной работы.

• Ненормированность труда и отдыха, необходимость работать в ве­черние и выходные дни.

• Серьезные ошибки и неудачи в работе, переживание чувства вины за совершение ошибок.

• Переживание высокой ответственности в ситуациях, которые трудно контролировать.

• Реальная угроза лишиться работы.

Большинство менеджеров каждый день сталкиваются с негативом, сложностями, нерешенными проблемами. Как успешно справляться со всем этим потоком, избегая стресса?

Есть несколько правил и приемов, позволяющих повысить собствен­ную мотивацию и эффективность.

В любой негативной ситуации находить как минимум три позитивных последствия для себя.

Если недостаток мешает человеку достигать успехов, то, признавая его в себе, нужно искать возможности максимально нейтрализовать его. Например, если основной вид деятельности не требует от некоммуника­бельного человека обязательной общительности (как в сфере продаж), то 294


7.7. Самоменеджмент

ожно вести переписку по электронной почте, сводя к минимуму личное взаимодействие.

Развивать свои достоинства, а недостатки нейтрализовать, т.е. стараться моделировать ситуацию таким образом, чтобы они в ней не были значимы. Есть общепринятые представления о достоинствах и недостатках. Напри­мер интроверты считаются некоммуникабельными, и если такой человек воспринимает это качество как «изъян», то нужно проанализировать, так ли необходимы ему навыки общения или он прекрасно справляется с работой и без них. Если же он может добиваться успеха при имеющемся у него наборе способностей, то нет смысла сожалеть о своем «несовершенстве». Другими словами, недостатки — это не те качества, которые принято считать тако­выми, а только те, которые реально мешают человеку. Для развития досто­инств, напротив, необходимо частое выстраивание ситуаций, в которых по­ложительные качества проявляются особенно ярко и наглядно.

Определить круг людей, мнение которых важно для человека (рефе­рентную группу). Помня о том, что «никто не может обидеть нас без на­шего на то согласия», важно научиться не реагировать на негативное мнение о нас людей незнакомых, неуважаемых нами или имеющих к нам предвзятое отношение. Неразумно болезненно реагировать и обижаться на людей, оценка которых никак не влияет на нашу жизнь. Если же чело­век чувствует отрицательное отношение к себе того, кто входит в его ре­ферентную группу, возможно, он находится под воздействием манипуля­тора и не факт, что дальнейшее общение с ним пойдет на пользу.

Положительно настроиться, приступая к решению сложной задачи. Есть мнение, что мысли материальны, мы можем сами программировать себя на удачу или невезение. К примеру, успешный в продажах сотрудник рассуждает так: «Я могу предложить клиенту то, что даст ему возмож­ность получить выгоду для себя (заработать, улучшить качество жизни и т.д.)». Слабый продавец думает так: «Приходится отвлекать человека от Дел, надоедать ему, пытаться заставить его купить то, что ему не особенно и нужно». Собираясь на переговоры к конфликтному клиенту, успешный человек говорит себе: «Я все равно перетяну его на свою сторону!». Со­трудник, программирующий себя на неудачу, боится («Он опять будет не­доволен, начнет мне хамить»), жалеет себя, выискивает у клиента серьез­ные недостатки («Ему еще развиваться и развиваться!»). Таков ход мыслей негативно и позитивно настроенных людей. Необходимо постоян­но контролировать себя, поддерживать положительный настрой.


Глава 7. Личность и авторитет менеджера

Моделировать успешное будущее. Один из важнейших факторов уда­чи в жизни и карьере — определение имеющихся ресурсов. Это означает не самообман, а честную оценку реальных внутренних и внешних воз­можностей для достижения успеха задуманного. Те же, кто практикует противоположный подход, — обосновывают невозможность достижения целей, — обычно становятся неудачниками. Поэтому только детально оценив имеющиеся средства для решения задач, можно просчитывать риски, а также стараться нейтрализовать их.

РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

Самое ценное, что ежедневно уходит от нас, что мы безвозвратно те­ряем, — это время. Его не удается восстановить. Рационально используя время, вы управляете собой, своей деятельностью и жизнью. Рационально использовать время вам помогут следующие рекомендации:

• делите время на несколько категорий:

1 -я категория — время, посвящаемое делу, которое вы считаете глав­ным для себя;

2-я категория — время, затрачиваемое на необходимые, но малопро­изводительные виды деятельности;

3-я категория — не рационально использованное, «бросовое» время (поездки на транспорте, переезды в процессе командировок, стояние в очереди, обеденное время и др.);

• попытайтесь установить, сколько часов в сутки вы можете продук­тивно работать. Старайтесь не выходить из этих рамок;

• систематически хронометрируйте расход вашего времени;

• проводите анализ, как его можно разумно, рационально использовать;

• периодически хронометрируйте и анализируйте, где ваши главные потери времени;

• главным делам отводите лучшее время суток;

• чередуйте время труда и отдыха;

• отдыхайте, прежде чем вы устали. Устраивайте перерывы в работе до того, как почувствуете утомление. Если оно все-таки наступило, пре­кращайте работу и отдыхайте;

• рационально используйте непроизводительные затраты времени (по­ездки в транспорте, очереди, командировки и др.);


7.7. Самоменеджмент

. комбинируйте утомительные и приятные задания;, старайтесь не работать «в пожарном режиме»; сводите к минимуму срочные поручения;

• учитывайте в работе ваш индивидуальный биологический ритм: кто вы — «жаворонок» или «сова»?

• анализируя причины невыполнения планов (за день, неделю, месяц, год), определите, где и почему вы нерационально расходовали время;

• не берите на себя обязательств, которые отнимут у вас много времени и помешают выполнению вашего главного дела.

Некоторые руководители выполняют значительный объем работы в ограниченные сроки, другие жалуются, что не могут достичь определен­ных результатов из-за «недостатка времени». Для таких руководителей возможность учиться более эффективно и разумно распоряжаться време­нем поистине драгоценна.

Учиться эффективно использовать время следует начинать с понима­ния, куда оно у вас уходит. Без полного представления о вашей ежеднев­ной работе нет никаких оснований для внесения изменений. Начав изу­чать использование своего времени, вы, вероятно, придете к некоторым из следующих оценок:

• Я позволяю себе тратить свое время на других.

• Я растрачиваю время на мелочи.

• Я позволяю отнимать у себя время эмоциям.

• Я не умею достаточно хорошо планировать и, как следствие, создаю себе работу, требующую дополнительных затрат времени.

• Я делаю то, что могли бы выполнить другие.

• Я не добиваюсь целей в поставленные мною сроки.

Ключ к улучшению использования времени — это осведомленность. Если вы не удовлетворены собой, ваши суждения могут затруднить про­цесс обучения и внесения изменений. Куда полезнее просто посмотреть, как вы тратите время, и собрать эти наблюдения. Это мало-помалу по­влияет на вашу самооценку, и перемены произойдут сами собой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: