Ситуации и действия, приводящие к нервно-эмоциональной нагрузке, напряжению и стрессу в работе:
• Все виды конфликтных ситуаций, возникающих в процессе совместной работы.
• Критика, особенно несправедливая, высказанная в оскорбительной, грубой форме, затрагивающая чувство собственного достоинства.
• Необоснованное понижение в должности или перевод на другое место работы против желания человека.
Необоснованное понижение заработной платы, наложение материальных выплат, штрафов и т. п.
Лишение ожидаемых премий, поощрений, награждений. Наложение иных санкций, если они представляются чрезмерными или не вполне обоснованными.
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
• Психологически неприемлемые и необоснованные распоряжения сверху, выбивающие из колеи и не позволяющие работать результативно.
• Плохая организация работы, постановка заданий, не подкрепленных соответствующими средствами и эффективными методами.
• Нагромождение различных дел и необходимость одновременного выполнения различных не связанных между собой видов работы.
|
|
• Неожиданные приказы, заставляющие работать в дефиците времени.
• Неспособность эффективно выполнять профессиональные обязанности в силу отсутствия опыта.
• Финансовые ошибки, просчеты, нарушения, которые требуют значительной материальной компенсации.
• Неблаговидные поступки руководителя или коллег по работе, затрагивающие человека.
• Разочарование в работе, в ранее принятой позиции, осознание «тупиковое™» ранее отстаиваемых подходов и установок.
• Длительное ожидание чего-либо (например, ответственной проверки, квалификационного экзамена и др.).
• Неудовлетворенность большим количеством рутинной, неинтересной работы.
• Ненормированность труда и отдыха, необходимость работать в вечерние и выходные дни.
• Серьезные ошибки и неудачи в работе, переживание чувства вины за совершение ошибок.
• Переживание высокой ответственности в ситуациях, которые трудно контролировать.
• Реальная угроза лишиться работы.
Большинство менеджеров каждый день сталкиваются с негативом, сложностями, нерешенными проблемами. Как успешно справляться со всем этим потоком, избегая стресса?
Есть несколько правил и приемов, позволяющих повысить собственную мотивацию и эффективность.
В любой негативной ситуации находить как минимум три позитивных последствия для себя.
Если недостаток мешает человеку достигать успехов, то, признавая его в себе, нужно искать возможности максимально нейтрализовать его. Например, если основной вид деятельности не требует от некоммуникабельного человека обязательной общительности (как в сфере продаж), то 294
|
|
7.7. Самоменеджмент
ожно вести переписку по электронной почте, сводя к минимуму личное взаимодействие.
Развивать свои достоинства, а недостатки нейтрализовать, т.е. стараться моделировать ситуацию таким образом, чтобы они в ней не были значимы. Есть общепринятые представления о достоинствах и недостатках. Например интроверты считаются некоммуникабельными, и если такой человек воспринимает это качество как «изъян», то нужно проанализировать, так ли необходимы ему навыки общения или он прекрасно справляется с работой и без них. Если же он может добиваться успеха при имеющемся у него наборе способностей, то нет смысла сожалеть о своем «несовершенстве». Другими словами, недостатки — это не те качества, которые принято считать таковыми, а только те, которые реально мешают человеку. Для развития достоинств, напротив, необходимо частое выстраивание ситуаций, в которых положительные качества проявляются особенно ярко и наглядно.
Определить круг людей, мнение которых важно для человека (референтную группу). Помня о том, что «никто не может обидеть нас без нашего на то согласия», важно научиться не реагировать на негативное мнение о нас людей незнакомых, неуважаемых нами или имеющих к нам предвзятое отношение. Неразумно болезненно реагировать и обижаться на людей, оценка которых никак не влияет на нашу жизнь. Если же человек чувствует отрицательное отношение к себе того, кто входит в его референтную группу, возможно, он находится под воздействием манипулятора и не факт, что дальнейшее общение с ним пойдет на пользу.
Положительно настроиться, приступая к решению сложной задачи. Есть мнение, что мысли материальны, мы можем сами программировать себя на удачу или невезение. К примеру, успешный в продажах сотрудник рассуждает так: «Я могу предложить клиенту то, что даст ему возможность получить выгоду для себя (заработать, улучшить качество жизни и т.д.)». Слабый продавец думает так: «Приходится отвлекать человека от Дел, надоедать ему, пытаться заставить его купить то, что ему не особенно и нужно». Собираясь на переговоры к конфликтному клиенту, успешный человек говорит себе: «Я все равно перетяну его на свою сторону!». Сотрудник, программирующий себя на неудачу, боится («Он опять будет недоволен, начнет мне хамить»), жалеет себя, выискивает у клиента серьезные недостатки («Ему еще развиваться и развиваться!»). Таков ход мыслей негативно и позитивно настроенных людей. Необходимо постоянно контролировать себя, поддерживать положительный настрой.
Глава 7. Личность и авторитет менеджера
Моделировать успешное будущее. Один из важнейших факторов удачи в жизни и карьере — определение имеющихся ресурсов. Это означает не самообман, а честную оценку реальных внутренних и внешних возможностей для достижения успеха задуманного. Те же, кто практикует противоположный подход, — обосновывают невозможность достижения целей, — обычно становятся неудачниками. Поэтому только детально оценив имеющиеся средства для решения задач, можно просчитывать риски, а также стараться нейтрализовать их.
РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Самое ценное, что ежедневно уходит от нас, что мы безвозвратно теряем, — это время. Его не удается восстановить. Рационально используя время, вы управляете собой, своей деятельностью и жизнью. Рационально использовать время вам помогут следующие рекомендации:
• делите время на несколько категорий:
1 -я категория — время, посвящаемое делу, которое вы считаете главным для себя;
2-я категория — время, затрачиваемое на необходимые, но малопроизводительные виды деятельности;
|
|
3-я категория — не рационально использованное, «бросовое» время (поездки на транспорте, переезды в процессе командировок, стояние в очереди, обеденное время и др.);
• попытайтесь установить, сколько часов в сутки вы можете продуктивно работать. Старайтесь не выходить из этих рамок;
• систематически хронометрируйте расход вашего времени;
• проводите анализ, как его можно разумно, рационально использовать;
• периодически хронометрируйте и анализируйте, где ваши главные потери времени;
• главным делам отводите лучшее время суток;
• чередуйте время труда и отдыха;
• отдыхайте, прежде чем вы устали. Устраивайте перерывы в работе до того, как почувствуете утомление. Если оно все-таки наступило, прекращайте работу и отдыхайте;
• рационально используйте непроизводительные затраты времени (поездки в транспорте, очереди, командировки и др.);
7.7. Самоменеджмент
. комбинируйте утомительные и приятные задания;, старайтесь не работать «в пожарном режиме»; сводите к минимуму срочные поручения;
• учитывайте в работе ваш индивидуальный биологический ритм: кто вы — «жаворонок» или «сова»?
• анализируя причины невыполнения планов (за день, неделю, месяц, год), определите, где и почему вы нерационально расходовали время;
• не берите на себя обязательств, которые отнимут у вас много времени и помешают выполнению вашего главного дела.
Некоторые руководители выполняют значительный объем работы в ограниченные сроки, другие жалуются, что не могут достичь определенных результатов из-за «недостатка времени». Для таких руководителей возможность учиться более эффективно и разумно распоряжаться временем поистине драгоценна.
Учиться эффективно использовать время следует начинать с понимания, куда оно у вас уходит. Без полного представления о вашей ежедневной работе нет никаких оснований для внесения изменений. Начав изучать использование своего времени, вы, вероятно, придете к некоторым из следующих оценок:
• Я позволяю себе тратить свое время на других.
|
|
• Я растрачиваю время на мелочи.
• Я позволяю отнимать у себя время эмоциям.
• Я не умею достаточно хорошо планировать и, как следствие, создаю себе работу, требующую дополнительных затрат времени.
• Я делаю то, что могли бы выполнить другие.
• Я не добиваюсь целей в поставленные мною сроки.
Ключ к улучшению использования времени — это осведомленность. Если вы не удовлетворены собой, ваши суждения могут затруднить процесс обучения и внесения изменений. Куда полезнее просто посмотреть, как вы тратите время, и собрать эти наблюдения. Это мало-помалу повлияет на вашу самооценку, и перемены произойдут сами собой.