Процесс управления – это выполнение разнообразных, но взаимосвязанных друг с другом функций.
Базовыми функциями являются:
Планирование, организация, мотивация, контроль, и координация.
Рассмотрим поподробнее каждую из функций.
1. Планирование – означает разработку и реализацию программы действий на определенный период.
Процесс планирования предполагает поиск ответа на следующие вопросы:
1. Что мы имеем?
2. в каком направлении необходимо двигаться дальше?
3. какие помехи могут возникнуть?
4. какие и в каком размере требуются дополнительные ресурсы?
Процесс планирования осуществляется на разных уровнях организации.
На высшем уровне осуществляется разработка стратегических планов. Цель – определить долговременные задачи развития организации.
Следующий уровень- уровень подразделений, на котором разрабатываются тактические планы. Каждый такой план включает в себя систему мероприятий, которую необходимо осуществить соответствующей службе для решения поставленных задач.
|
|
На нижнем уровне организации разрабатываются оперативные планы, где определяются задания, для каждого рабочего дня.
Типовые структуры управления
Следующая функция менеджмента – организация.
Взаимосвязь данной функции с предыдущей состоит в том, что после того как разработаны планы, создаются необходимые условия для их реализации.
Данная функция менеджмента заключается в создании такой структуры предприятия, которая позволяет осуществить намеченные планы.
Этапы осуществления функции организации:
1. Разработка и совершенствование организационной структуры управления, выделение подразделений, их задач и функций.
2. Определение типов взаимоотношений в организации (горизонтальных и вертикальных). На этом этапе устанавливаются права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц.
3. Делегирование полномочий. Это предполагает поручение руководителем своим подчиненным выполнение отдельных обязанностей с предоставлением необходимых ресурсов
4. Построение системы внутрифирменных коммуникаций. Налаживание системы коммуникаций между всеми участниками трудового процесса позволяет развивать прямую и обратную связь.
5.Организационные отношения предприятия с элементами внешней среды. Они является необходимым условием своевременной и быстрой реакции на изменения всей совокупности внешних факторов.
Существуют две основные концепции организации управления: соучастное и единовластное.
Следующая функция менеджмента – мотивация. Мотивация предполагает создание побудительных мотивов к определенной деятельности.Существуют два вида воздействия на людей – принуждение и побуждение. Мотивировать сотрудников значит учитывать их жизненно важные интересы и давать им возможность реализоваться в трудовой деятельности.
|
|
Следующая функция – функция контроля. Она связана с установлением определенных стандартов и сопоставлением фактических результатов со стандартами (плановыми показателями). Сопоставление полученной информации о реальных результатах с нормативными значениями, определяются отклонения рассматриваемых величин, выясняются причины отклонения. Для повышения эффективности деятельности организации.
Основное место среди всех функций менеджмента занимает функция – координации. Главная задача координации – обеспечить взаимодействие и согласованность в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.
Основу координации составляет обмен информации. Для выполнения этой функции могут использоваться различные формы: отчеты, аналитические доклады, совещания. Координация синхронизирует не только текущую деятельность организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по её изменению, меняющимся требованиям рынка. Это имеет большое значение в связи с постоянно меняющейся внешней средой и необходимостью к этому изменению приспосабливаться.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА