Выравнивания поведения. Как отправной пункт в исследовательской и практической
Работе для изучения моторной одаренности у детей может быть взята метрическая
Шкала доктора Н. И. Озерецкого.
Практический интеллект, т. е. способность к разумному, целесообразному
Действованию (praktische, naturliche, Intelligenz), хотя и близко примыкает к
Моторной одаренности, но по психологической природе должен быть выделен в особую
Сферу исследования при изучении умственно отсталого ребенка. Исследование это за
Исходную точку может взять О. Липманна или В. Штерна; принцип, выдвинутый В.
Кодером и Липманном, безусловно, должен быть также положен в основу исследования.
Представляя особый качественный тип разумного поведения, относительно
Независимый от других форм интеллектуальной деятельности, практический интеллект
Может в различной степени комбинироваться с другими формами, создавая всякий раз
Своеобразную картин у развития и поведения ребенка; он может явиться точкой
|
|
приложения компенсации, средством выравнивания других интеллектуальных дефектов;
Без учета этого факта вся картина развития будет неполной и часто неверной.
Высший тип интеллектуальной деятельности (обычно поражаемый при слабоумии),
Называемый иногда теоретическим, гностическим и т. п., основывается на
Пользовании логическими формами мышления, понятиями, возникающими на основе
Языка и составляющими поз днее историческое приобретение человеческой культуры и
Продукт социальной психологии. Это мышление, свойственное культурному человеку,
Сводится к инструментальному употреблению известных культурных знаков и может
Быть исследовано инструментальным мето дом. В качестве отправной точки здесь
Может послужить методика экспериментального исследования образования понятий,
Созданная Н. Ахом и примененная к изучению умственно отсталых детей А. Бахером.
Методика позволяет определить степень, достигаемую ребе нком при выработке
Понятий.
Исследование умственно отсталого ребенка должно основываться главным образом
На качественном тесте, а не на количественном определении дефекта. Задачей
Изучения такого ребенка является определение типа развития поведения, а не
Количественного уровн я, которого достигли отдельные функции. Сам по себе
Интеллект не представляет чего-то единого и цельного, а является общим понятием
Для различных качественных типов поведения, форм деятельности; дефект в области