Лекция № 2. В последней трети XX века началась новая социотехническая революция - информационная революция

В последней трети XX века началась новая социотехническая революция - информационная революция. В процессе революции возник новый тип организации общества, который назвали информационным обществом. Революция имела два основных компонента: компьютерную революцию и телекоммуникационную революцию.

Компьютерная революция связана с появлением определённых социальных функций, для реализации которых стали необходимы и новые технологии. Это следующие функции: управления производством, социально значимой деятельностью, познания, общения, запоминания, совершенствования материального производства.

Первый этап революции начался с появления и внедрения в общественную практику компьютеров различного назначения («большие компьютеры»).

Второй этап - начался с создания в 1972 году микропроцессоров. В 1973 году были созданы первые персональные компьютеры. В 1975 году началось бурное развитие кабельных технологий. Большим новшеством явилось создание волоконно-оптических линий связи, развитие спутниковых телекоммуникаций. Между этими технологиями существует конкуренция: связь через спутники предпочтительнее, если нужна связь на очень большие расстояния, а также при необходимости быстрого осуществления кратковременной связи. Уровень совершенства средств связи зависит от совершенства компьютеров. Формирование телекоммуникационных систем на базе компьютеров делает системы интеллектуальными. Слияние компьютерных и телекоммуникационных технологий породило много новых услуг и товаров. Такой процесс слияния и взаимозависимости называется конвергенцией. Промышленность, использующая компьютерные телекоммуникационные технологии, превратилась в ключевой сектор экономики в ряде высокоразвитых стран.

Характерные черты телекоммуникационной революции:

• возникновение новых систем передачи информации и систем коммуникаций;

• переход от аналоговой инфраструктуры телекоммуникаций к цифровой;

• интеграция различных подсистем в единую структуру на цифровой основе.

Предполагается, что информационное общество, если оно состоится, окажется опутанным такими телекоммуникационными сетями, которые создадут среду, позволяющую получать информацию, находясь в любом месте Земного шара. Сейчас возникла новая информационная технология - виртуальная реальность ~ совокупность аппаратных и программных средств, направленная на создание и совершенствование глубокой всеохватывающей иллюзии присутствия в какой-то другой среде. В ходе информационной революции создалась информационная инфраструктура, отличающаяся от других тем, что может самообогащаться в процессе распространения и использования. Если материальные продукты могут накапливаться, только, если их не использовать, то информация в процессе накопления аккумулируется. Благодаря технологиям персональных компьютеров создаётся общегосударственная информационная инфраструктура, которая смогла бы обеспечить себе и потребителям обмен данными в цифровой форме. Однако создание такой общегосударственной информационной инфраструктуры даже для США потребовало бы многих лет и сотен миллиардов долларов, и то лишь в том случае, если не разразится мировой экономический кризис.

Создание и внедрение эффективных инноваций превратилось сейчас в определяющий момент развития рыночной экономики, которая всё больше получает инновационный, а не меновый характер. Решающим элементом технологической основы рынка инноваций является современная информационная технология, а не совокупность специфических обособленных друг от друга технологий различных производств. В высокоразвитых странах при реализации инноваций производится обмен «деньги - инновации». В результате обмена происходит следующее:

• покрываются расходы на создание и диффузию инноваций;

• получают прибыль от реализации инноваций;

• возникает стимул к созданию последующих инноваций.

Поэтому можно сказать, что инновагция выполняет три функции:

• воспроизводственную,

• инвестиционную,

• стимулирующую.

Роль инноваций в экономике возросла и будет ещё возрастать, потому что инновации являются оружием конкуренции. Инновации ведут к возрастанию прибыли, снижению цен на товары, созданию у покупателей новых потребностей, повышению рейтинга производителей новых товаров, открытию и захвату новых рынков. При описании инноваций часто встречается понятие «международные стандарты». Фактически таких стандартов не существует, но существуют территориальные стандарты, которые действуют на территориях отдельных развитых стран или групп стран, на которых действуют полномочия международного управляющего органа.

В Западной Европе действуют две глобальные правовые системы:

• островная (англосаксонская);

• континентальная (франко-германская).

Официально российские термины по инновациям были впервые сформулированы в 1998 году.

Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, интеллектуальные, финансовые, научно-технические, которые необходимы для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура - совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности (специальные ВУЗы, факультеты ВУЗов, научно-исследовательские и конструкторские организации, технологические инкубаторы).

XXI век будет веком очень существенных инновационных - интеллектуальных и финансовых - инвестиций в корпоративном менеджменте (информационный и инновационный менеджмент). В настоящее время инновационный менеджмент уже является интегральной наукой, с одной стороны, тесно связанной с инвестиционным, а через него и с финансовым менеджментом, а с другой, - с информационным и отраслевым менеджментом. Предметом инновационного менеджмента является теория и практика инноваций, инновационных процессов, механизмов управления инновациями. Целями этой дисциплины является получение необходимых минимальных знаний об информационных и инновационных процессах, о самом инновационном менеджменте, об экономически правильной оценке инновационного продукта, как интеллектуальной собственности. Этот продукт существует в рамках времени действия охранных документов, выданных на него государством. Таким образом, зная о предмете и целях инновационного менеджмента, можно сказать, что он является самостоятельной экономической дисциплиной.

Происхождение инноватики
Термин «инновация» в научный оборот впервые ввел Шумпетер в 1910г. Он выделил следующие виды изменений в развитии:

• Использование новых технологий.

• Внедрение продукции с новыми свойствами,

• Использование нового сырья.

• Изменение в организации производства и его материально- техническом обеспечении.

• Появление новых рынков сбыта.

Шумпетер считал инновацию главным источником прибыли. Он говорил: «Без развития нет прибыли, без прибыли нет развития». Исторически впервые специализированные инновационные подразделения появились в трех отраслях: авиастроении, химической промышленности, промышленности средств связи, тогда же возникла потребность в инновационных менеджерах.

Однако понятие " инновационный менеджмент" сформировалось только после Второй мировой войны, когда началась вторая промышленная революция. В это время в авиакосмической отрасли была создана инновационная доктрина, которая включала следующие элементы:

• -четкое разграничение обязанностей между заказчиком и исполнителем;

• комплексность полного цикла разработки и создания большой технической системы;

• строгий контроль процесса системного проектирования со стороны заказчика;

• жесткие натурные испытания для демонстрации работоспособности конструкции и подтверждения того, что изделия удовлетворяют заданным требованиям;

• осуществление непрерывной обратной связи.

Инновационная политика государства представляет собой совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новейшей продукции, создания конкурентоспособных технологий, а также расширения на этой основе рынка сбыта отечественной продукции. Эта политика может быть как текущей, так и долговременной. Текущая политика направлена на оперативное регулирование инновационной деятельности, а долговременная – направлена на решение стратегических задач, требующих больших инвестиций, затрат времени и ресурсов. Эта политика может быть различной для разных регионов страны.

Все отрасли народнохозяйственного комплекса нашей страны можно разделить на 3 категории:

• Отрасли, имеющие мировую конкурентоспособность (космическая, нефтяная, газовая, алюминиевая отрасли и производство химических удобрений).

• Потенциально-конкурентоспособные отрасли (отрасли ВПК, отдельные подотрасли машиностроения и приборостроения).

• Отрасли, неконкурентоспособные на мировом рынке (легкая
промышленность, подотрасли пищевой промышленности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: