Критерии обоснования выбора помещения предприятий сферы услуг

Проблема размещения предприятий обычно решается при разработке комплексной программы социально-экономического развития конкретного региона и его муниципальных образований.

Сущность размещения предприятий представляет собой одну из форм общественного разделения труда, которая выражается в распределении предприятий и производств на определенной территории.

Значение рационального размещения предприятий сводится к повышению эффективности производства и решает следующие задачи:

– эффективное использование сырьевых, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;

– экономию затрат за счет сокращения нерациональных перевозок грузов;

– более полное удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах;

– преодоление различий в экономическом уровне развития субъектов страны;

– укрепление экономической и оборонной безопасности страны.

Базисные принципы и факторы размещения предприятий основываются на опыте и практике проектирования хозяйствующих субъектов. Размещение предприятий регулируется экономической политикой государства и основывается на следующих принципах:

– приближение производств к источникам сырья, материалов, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления готовой продукции;

– равномерное размещение производительных сил по территории страны;

– создание промышленных комплексов, промышленно-финансо-вых групп и других объединений;

– совершенствование международного разделения труда.

Реализация указанных принципов зависит от многих факторов. Основные из них:

а) сырьевой фактор;

б) географическая среда;

в) трудовой фактор;

г) транспортный фактор;

д) научно-технический фактор;

е) технико-экономические особенности отдельных отраслей.

Отвечая на третий вопрос, прежде всего надо выяснить, что понимается под оптимальным вариантом размещения предприятия и какими критериями он может характеризоваться.

Задача рационального размещения предприятия является многовариантной. Она должна обеспечить необходимый объем производства в соответствии со спросом потребителей и минимальными совокупными затратами. Последние являются функцией многих переменных и объединяются в два совокупных показателя: капитальные вложения в i вариант (Ki) и годовые затраты Сi на объем производства продукции и услуг (Vi).

Капитальные вложения Ki учитывают инвестиции на создание основных фондов, на образование оборотных средств, инфраструктуры предприятия, на развитие внешних коммуникаций, возмещение ущерба, вызываемого строительством и др.

Годовые затраты включают постоянные, переменные и транспортные расходы.

При выборе оптимального варианта из числа рассматриваемых используется метод срока окупаемости, метод коэффициента эффективности и метод приведенных затрат (более подробно [6]).

При размещении предприятий сферы сервиса, наряду с ранее изложенными принципами и факторами, необходимо учитывать и специфические принципы:

– обеспечение каждого населенного пункта (муниципального образования) комплексом социально-необходимых услуг жизнеобеспечения;

– принцип доступности оказания услуг;

– принцип максимальной концентрации обслуживания населения;

– принцип прибыльности (рентабельности).

С размещением предприятий тесно связана проблема обоснования оптимального размера предприятия (производственной мощности). Для каждой отрасли он определяется специфическими особенностями (потребностью в данном виде продукции и услуг, техническими и экономическими условиями, состоянием развития транспортного и дорожного хозяйства, эффективностью капитальных вложений и др.). Оптимальный размер предприятия – это объем производства, который обеспечивает минимум приведенных затрат или максимум прибыли, рассчитанных по формуле:

(5)

где П – прибыль предприятия.

Выбрав регион, район, населенный пункт, предпринимателю надо решить и другую важную задачу – выбрать местоположение своего предприятия или конкретное помещение в случае приобретения или аренды уже существующего. Здесь также следует руководствоваться критериями, которые получили широкое распространение в отечественной и зарубежной практике:

– состояние рынка товаров и услуг;

– тенденции изменения численности населения;

– условия конкуренции;

– прогноз социально-экономического развития района рынка;

– окружение помещения;

– условия парковки автотранспорта;

– интенсивность и вид уличного движения;

– местоположение на улице (интенсивность движения пешеходов в разные часы суток, структура пешеходов (пол, возраст, род занятий). Более подробно смотри [6].

Важную роль в улучшении размещения предприятий играют формы рыночной экономики: аренда, лизинг, франчайзинг.

Литература: [2, 3, 5, 6, 20].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: