Инновация определяется как конечный результат деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технического процесса, используемого в практической деятельности; либо в подходе к социальным услугам.
Инновация – это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной или научно-технической деятельности, направленной на совершенствование процесса или его результата.
Следует разграничивать понятия новшество и инновация.
Новшество - это оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.
Новшества могут оформляться в виде:
-изображений
-патентов
-товарных знаков
-рационализаторских предложений
-документации на новый или условный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;
-ноу-хау
-понятий
-научных подходов и принципов
-документов (рекомендаций, методик, инструкций и т.д.) результатов маркетинговых исследований.
|
|
Для разработки новшества необходимо провести исследования, НИОКР, организационно-техническую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.
Таким образом, инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического эффекта.
Новшества могут разделяться как для собственных нужд фирмы, так и для продажи.
Превращение новшества в инновацию как основной продукт фирмы.
На входе фирмы как системы будут новшества как собственного производства, так и покупные. Они могут сразу внедриться, переходя в инновации, либо просто накапливаться. Все они реализуются в основной продукции фирмы.
На выходе фирмы будут только новшества как товары.
Фирма
|
Для фирмы наиболее эффективно как можно больше увеличить удельный вес новшеств, реализованных в инновациях.
Инновационной деятельностью называется процесс по стратегическому мониторингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению и распространению в другие сферы.
Классификация новшеств и инноваций.
Основными критериями классификации инноваций являются:
1.Комплексность набора учитываемых классификационных признаков;
2.Возможность количественного определения критерия;
3.Научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.
|
|
Признаки классификации | Виды инноваций |
1. Уровень новизны новшества | -радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) -ординарные (ноу-хау и рациональные предложения) |
2. Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество | -инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга -инновации на стадии НИОКР -организационно-технологическая подготовка производства -тактический лизинг -сервис, осуществляемый изготовителем |
3. Масштаб новизны | -инновации в мировом масштабе -инновации в стране -инновации в отрасли -инновации на предприятии |
4.Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация | -новшества и инновации, создаваемые и внедряемые в сфере науки -новшества и инновации в сфере образования -новшества и инновации с соц.сфере -новшества и инновации в материальном производстве |
5. Сфера применения новшеств и инноваций | -для применения внутри предприятия -новшества для накопления на фирме -новшества в основном для продажи |
6. Частота применения инноваций | -разовая -повторяющаяся |
7.Форма новшества или основа инновации | -открытия, изображения, патенты -рациональные предложения -ноу-хау -торговые знаки, марки и эмблемы -новые документы |
8.Вид эффекта, полученного в результате внедрения | -научно-технический -социальный -экологический -экономический (коммерческий) -интегральный |
Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности, поэтому на ее основе можно производить кодирование новшеств и инноваций.
Кодирование может быть:
-укрупненным (с одним знаком для признака)
-детальным (с двумя и более)
Кодирование позволяет производить процесс нахождения и отбора новшеств и инноваций.
При укрепленной кодировке порядковый номер каждой цифры указывает на признак классификации, а цифра, стоящая под этим порядковым номером на вид инновации.