Сущность и классификация новшеств и инноваций

Инновация определяется как конечный результат деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технического процесса, используемого в практической деятельности; либо в подходе к социальным услугам.

Инновация – это использование в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной или научно-технической деятельности, направленной на совершенствование процесса или его результата.

Следует разграничивать понятия новшество и инновация.

Новшество - это оформленный результат исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

Новшества могут оформляться в виде:

-изображений

-патентов

-товарных знаков

-рационализаторских предложений

-документации на новый или условный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс;

-ноу-хау

-понятий

-научных подходов и принципов

-документов (рекомендаций, методик, инструкций и т.д.) результатов маркетинговых исследований.

Для разработки новшества необходимо провести исследования, НИОКР, организационно-техническую подготовку производства, осуществить производство и оформить результаты.

Таким образом, инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического эффекта.

Новшества могут разделяться как для собственных нужд фирмы, так и для продажи.

Превращение новшества в инновацию как основной продукт фирмы.

На входе фирмы как системы будут новшества как собственного производства, так и покупные. Они могут сразу внедриться, переходя в инновации, либо просто накапливаться. Все они реализуются в основной продукции фирмы.

На выходе фирмы будут только новшества как товары.

Фирма

Распространение (приемы и методы распространения)
новшество инновация

Для фирмы наиболее эффективно как можно больше увеличить удельный вес новшеств, реализованных в инновациях.

Инновационной деятельностью называется процесс по стратегическому мониторингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению и распространению в другие сферы.

Классификация новшеств и инноваций.

Основными критериями классификации инноваций являются:

1.Комплексность набора учитываемых классификационных признаков;

2.Возможность количественного определения критерия;

3.Научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

Признаки классификации Виды инноваций
1. Уровень новизны новшества -радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов) -ординарные (ноу-хау и рациональные предложения)
2. Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация или разрабатывается новшество -инновации, внедряемые на стадии стратегического маркетинга -инновации на стадии НИОКР -организационно-технологическая подготовка производства -тактический лизинг -сервис, осуществляемый изготовителем
3. Масштаб новизны -инновации в мировом масштабе -инновации в стране -инновации в отрасли -инновации на предприятии
4.Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация -новшества и инновации, создаваемые и внедряемые в сфере науки -новшества и инновации в сфере образования -новшества и инновации с соц.сфере -новшества и инновации в материальном производстве
5. Сфера применения новшеств и инноваций -для применения внутри предприятия -новшества для накопления на фирме -новшества в основном для продажи
6. Частота применения инноваций -разовая -повторяющаяся
7.Форма новшества или основа инновации -открытия, изображения, патенты -рациональные предложения -ноу-хау -торговые знаки, марки и эмблемы -новые документы
8.Вид эффекта, полученного в результате внедрения -научно-технический -социальный -экологический -экономический (коммерческий) -интегральный

Приведенная классификация охватывает все аспекты инновационной деятельности, поэтому на ее основе можно производить кодирование новшеств и инноваций.

Кодирование может быть:

-укрупненным (с одним знаком для признака)

-детальным (с двумя и более)

Кодирование позволяет производить процесс нахождения и отбора новшеств и инноваций.

При укрепленной кодировке порядковый номер каждой цифры указывает на признак классификации, а цифра, стоящая под этим порядковым номером на вид инновации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: