Наблюдение – целенаправленное систематическое организованное мероприятие, связано с ощущением и наблюдение внешнего мира. Наблюдение м.б. связано с переживанием и состоянием человека – интроспекция. Научное наблюдение связано с научной теорией, а житейское наблюдение связано с личными качествами, особенностями. Науч. набл. связано с целенаправленностью. Наблюдение в науке имеет систематический и упорядоченный характер. Должен быть план наблюдения, цель каждого пункта, карта наблюдения. Многие наблюдения требуют объяснения, интерпретации. Интерпретационное наблюдение тоже делают в рамках теоретического положения, на базе строятся гипотезы.
При интерпретации данных наблюдений необходимо, чтобы отмечались объективные факты, которые можно проконтролировать. В качестве данных наблюдения в науку входят не просто восприятия наблюдения предметов, а результаты их рациональной переработки. Подлинная интерпритация данных наблюдения, когда они свидетельствуют для подтверждении или отрицания гипотезы, поэтому необходимым условием использования таких данных их релевантность (возможность проверить) к проверяемой гипотезе.
|
|
Научное наблюдение призвано осуществлять 3 функции:
- результаты наблюдения должны давать информацию для формирования новых проблем, возникающих с обнаружением несоответствия между новыми фактами и старыми способами
- связана с эмпирической проверкой гипотезы теорий, которые невозможно проверить с помощью эксперимента.
- полученные в наблюдении выборки могли эмпирически проверятся
В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения (18).
Можно наблюдать:
1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);
2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);
3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений...);
4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).
Наблюдательность - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений.
Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:
- целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существенный материал останется неучтенным;
- систематичностью, которая позволит достоверно отличить случайное от типичного, закономерного;
- планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, определяя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;
- аналитичностью, ведь оно предполагает не только констатацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявление психологической природы;
- регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;
- оперированием системой однозначных понятий, специальных терминов, способствующих четкому и недвусмысленному обозначению наблюдаемого материала, а также единообразию возможных интерпретаций (18).
Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны.
|
|
«+» | «–» |
1. Богатство собираемых сведений обеспечивает анализ как вербальной информации, так действий, движений, поступков); 2. Сохранена естественность условий деятельности; 3. Допустимо использование разнообразных технических средств; 4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых. | 1. Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя); 2. Невозможно контролировать'ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений; 3. Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени |