Создание и деятельность юридической службы осуществляются в том же порядке, что и создание любого другого подразделения в организации в соответствии с порядком, установленным уставом и локальными нормативными актами организации.
Если руководством организации принято решение о формировании юридической службы, в штатное расписание вносятся соответствующие изменения. Самым главным документом, регламентирующим деятельность юридической службы, безусловно, является Положение о юридической службе.
положение создается руководителем юридической службы и утверждается руководителем организации.
Положение о юридической службе определяет следующее:
структуру службы;
функции службы;
права службы;
ответственность сотрудников службы;
взаимодействие службы с другими подразделениями.
Важно, чтобы в разработке положения участвовал руководитель службы. Это позволит наиболее полно отразить права и обязанности вверенного ему подразделения, наделить юридическую службу большим объемом полномочий, максимально урегулировать деятельность службы, чтобы в дальнейшим облегчить взаимодействие с другими структурными подразделениями.
|
|
Юридическая служба исходя из стоящих перед ней задач может осуществлять следующие функции.
В сфере обеспечения законности в деятельности организации:
проведение юридической экспертизы проектов локальных нормативных актов организации путем предварительной проверки соответствия действующему законодательству решений общего собрания акционеров и совета директоров, приказов, распоряжений, инструкций, других организационно-распорядительных документов, подготавливаемых в организации, а также участие в необходимых случаях в подготовке этих документов;
подготовка предложений с участием заинтересованных служб о признании утратившими силу или об изменении локальных нормативных актов в связи с изменением действующего законодательства;
обеспечение систематизированного учета локальных нормативных актов организации.
В сфере договорной работы:
подготовка и участие совместно с заинтересованными службами проектов договоров, их юридическая экспертиза, визирование, представление руководителю организации предложений об устранении выявленных в ходе экспертизы договоров несоответствий действующему законодательству;
участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной дисциплины, анализ причин неисполнения или ненадлежащего исполнения организацией и его контрагентами договорных обязательств, представление предложений об устранении выявленных недостатков.
|
|
В сфере претензионно-исковой работы:
подготовка совместно с заинтересованными службами претензий и исков, ответов на претензии и отзывов на иски от имени организации в суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
представительство с целью защиты интересов организации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
обеспечение анализа предъявления претензий и обобщение результатов рассмотрения судебных споров для постановки перед руководством вопросов об улучшении деятельности организации;
участие в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, и подготовки заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности;
организация работы по обеспечению в организации установленного законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству;
организация работы по учету претензий, исков, ответов на претензии и отзывов на иски и других документов, связанных с претензионно-исковой работой.
В сфере правового обеспечения социального партнерства и трудовых отношений:
участие в разработке условий и в заключении коллективного договора;
участие в подготовке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины в организации, по пресечению фактов хищения или иного причинения убытков организации его работниками;
подготовка заключений по предложениям должностных лиц организации о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности, юридическая экспертиза и визирование приказов, а в случае несоответствия приказа действующему законодательству - представление руководству предложений о законном решении того или иного вопроса;
участие в заключении с работниками договоров об индивидуальной и коллективной материальной ответственности;
участие в разработке ученических договоров, договоров о направлении работников на обучение;
участие в подготовке аттестации работников, правовое обеспечение организации деятельности аттестационной комиссии;
юридическое сопровождение всех форм работы с персоналом - конкурсный отбор, адаптация, ротация, стажировки, рост кадровой карьеры персонала;
оказание правовой помощи профсоюзной организации и другим представительным органам работников (если таковые имеются в организации);
представительство в уполномоченных органах по разрешению трудовых споров (конфликтов);
консультирование работников организации по правовым вопросам.
В сфере работы с доверенностями:
обеспечение систематизированного учета доверенностей;
организация работы по подготовке доверенностей; В сфере корпоративного управления (если речь идет об акционерном обществе) - обеспечение функционирования акционерного общества как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности:
обеспечение законности функционирования органов управления и контроля акционерной организации;
участие в подготовке проектов решений совета директоров, коллегиального и единоличного органа;
участие в работе, проводимой отделом ценных бумаг, а при его отсутствии - оформление выпуска и обращения ценных бумаг, подготовка отчетов о размещении ценных бумаг, отчетов эмитента по ценным бумагам в порядке, установленном органами; обеспечение информирования акционеров о деятельности организации, о проведении общих собраний акционеров и осуществление других мер, связанных с проведением общих собраний;
консультирование акционеров организации по правовым вопросам.
В сфере оформления прав на недвижимое имущество организации (в случае отсутствия в организации отдела по работе с недвижимым имуществом):
обеспечение систематизированного учета объектов недвижимого имущества организации;
|
|
организация работы по осуществлению государственной регистрации объектов недвижимого имущества организации.
В сфере формирования правовой культуры организации:
обеспечение коллектива общества информацией о действующем законодательстве, организация изучения должностными лицами и специалистами общества законодательства, иных правовых актов общества;
участие в обучении персонала общества правовым дисциплинам.
В зависимости от организационно-правовой формы и структуры организации можно выявить ряд других функций.
В вертикально-интегрированных компаниях:
стандартизация юридических бизнес-процессов по всем направлениям юридической деятельности;
построение системы корпоративного управления группой компаний.
В федеральных органах исполнительной власти:
подготовка проектов федеральных законов, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, других нормативно-правовых актов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти;
участие в разработке предложений о совершенствовании государственного управления в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти и по уточнению полномочий данного органа.
Структура и штат службы, как правило, определяются объемом работы по правовому сопровождению деятельности организации. Объем правовой работы непосредственно зависит от ее размера.
Небольшим организациям, с невысоким уровнем потребности в правовом сопровождении нет необходимости содержать штатного юрисконсульта на постоянной основе, а тем более в юридическом отделе. Для подобных организаций наиболее целесообразно привлечение юриста не на полный рабочий день, а совместителем, работающим в определенные часы несколько раз в неделю. Можно привлечь консалтинговую организацию, специализирующуюся на оказании юридических услуг. В любом случае это более выгодно, поскольку избавляет от материальных потерь, связанных с отсутствием юриста. Например, очень часто небольшие компании, осуществляющие один вид деятельности, но не имеющие юриста или юридического отдела, составляют типовой договор и используют его в работе. Однако, как правило, его качественный уровень оставляет желать лучшего, и в какой-то момент появляются претензии, а затем судебные споры, вытекающие из условий этого договора, приводящие к материальным и трудовым затратам, а иногда и бросающие тень на репутацию компании. Своевременно и юридически правильно составленный договор помог бы этого избежать.
|
|
Деятельность же крупной организации нельзя представить без юридической службы. Ее размер ее может варьироваться в зависимости от потребностей организации.
Структура юридической службы, как правило, следующая:
начальник;
заместители (один и более);
главный юрисконсульт;
ведущий юрисконсульт;
старший юрисконсульт;
юрисконсульт.
В крупных организациях юрисконсульты часто именуются специалистами.
В структуру юридической службы могут входить подразделения, которые занимаются вопросами корпоративного управления или работой с объектами недвижимого имущества.
Структуру и состав юридической службы определяет руководитель организации. В некоторых организациях существуют заместители руководителя, отвечающие за правовую работу. В любом случае делается это по представлению руководителя службы. В формировании эффективно работающего подразделения велика роль руководителя службы.
Юридическая служба может иметь различные наименования: департамент, управление, отдел.
Как правило, это зависит от величины юридического подразделения. Крупные компании (нефтегазовый сектор) имеют юридический департамент, который, в свою очередь, делится на управления по конкретному направлению (управление претензионно-исковой работы, управление договорно-правовой работы и т.п.)
Независимо от того, какую структуру имеет юридическая служба, важны роль и место руководителя.
Правовой статус руководителя юридической службы определяется в соответствии должностной инструкцией. Но современный руководитель юридической службы - это в том числе хороший управленец. Наряду с глубоким знанием законодательства и опытом он должен обладать и качествами менеджера.
В этом смысле целесообразно установить каждому юристу специализацию на том или ином направлении деятельности (специалист по договорной работе, претензионно-исковой работе и т.п.) Специализация зависит от функций, выполняемых юридической службой.
Выполнение возложенных на юридическую службу функций невозможно без наделения ее правами и, разумеется, обязанностями.
Юридическая служба имеет право:
проверять соблюдение законности в деятельности структурных подразделений;
вносить руководству предложения об отмене незаконных распоряжений, изданных службами организации;
запрашивать у должностных лиц представления материалов, необходимых для осуществления функций, входящих в компетенцию службы;
с согласия руководителей структурных подразделений привлекать сотрудников к подготовке проектов локальных нормативных актов и других документов, а также к разработке и осуществлению мероприятий, проводимых юридической службой;
принимать участие в созываемых руководством совещаниях при обсуждении на них вопросов, имеющих отношение к практике применения действующего законодательства, внутренних документов и к иным направлениям правовой работы;
поддерживать связь с органами государственной власти и управления, муниципального образования, судебными органами, учреждениями, общественными и иными организациями по предмету ведения юридической службы, определенному положением о юридической службе;
давать работникам и акционерам организации разъяснения по правовым вопросам;
не визировать представляемые на подпись руководству проекты локальных актов, не соответствующих действующему законодательству;
давать заключения с предложениями о законном порядке решения рассматриваемых вопросов.
Рекомендации юридической службы в пределах ее функций должны быть приняты к руководству и исполнению всеми структурными подразделениями и должностными лицами организации.
Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных на юридическую службу задач и функций несет руководитель службы.
Степень ответственности других сотрудников, заместителей, юрисконсультов устанавливается должностными инструкциями.
Руководитель и другие сотрудники юридической службы несут персональную ответственность за соответствие визируемых ими проектов, актов и документов законодательству Российской Федерации.
Полезно знать следующие нормативно-правовые акты:
1. Постановление Совета Министров СССР от 2 июня 1972 г. N 467 "Об утверждении общего положения о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения".
2. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2002 г. N 207 "Об утверждении типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти".