В 1990-е гг. появился подход, включающий все формы угнетения, которые рассматриваются в общем антидискриминационном (Томпсон, 1993), или подходе, направленном на сопротивление угнетению (Дэлримпл и Берк, 1995). В обоих случаях проводится анализ дискриминации. Дэлримпл и Берк исполь-
Дэлримпл и Берк (1995, 54)
Томпсон (2003а) |
Нортон (1978, 5) Рис. 13.1. Три концентрические формулировки практики антиугнетения
зуют в своей работе рисунок из книги Нортона (1978), который отражает концентрический взгляд на соответствующие социальные силы. На рис. 13.1 сравниваются терминология и подход каждого из авторов. Нортон считает, что индивид, его семья и ближайшее окружение «встроены» (1978, 4) в более широкую социальную систему. Первоначальная идентификация индивида связана с системой заботы, или системой ближайшего окружения. Более широкая, или поддерживающая, система рассматривается как «отражающая отношения более широкого общества» (1978, 4). Томпсон (2003а) связывает лич-ностно-психологические, культурные и социально-структурные уровни анализа социальных проблем. Его позиция развиватась преимущественно безотносительно к идеям Нортона, но она аналогична им. Согласно Томпсону, личностный уровень (Р) близок к межличностным отношениям, личностным, или психологическим, ощущениям, отношениям и действиям между людьми, включая практику социальной работы, которая осуществляется, главным образом, на этом уровне. Это происходит в рамках культурного контекста (С), который влияет на индивидуальное сознание и действие и формирует их. Таким образом, уровень культурного контекста (С) связан с разделяемыми типами мышления, ощущения и действия. Предполагается, что среди представителей различных групп существует общее согласие о том, что нормально, и они следуют социальным нормам, выработанным в рамках определен-
|
|
ных культур. Рассмотрим эти культурные нормы изнутри. Уровни Ри С встроены в структурный уровень 51, представляющий собой установленный социальный порядок и совокупность принятых социальных различий. Установленные социальный порядок и его структуры, а также культурные нормы, допущения и формирующееся на их основе индивидуальное поведение, вытекают из принятия социального порядка и его различий. Социальные работники оказывают значительное влияние на личностном уровне, но на культурном и структурном уровнях их влияние уменьшается.
Дэлримпл и Берк (1995) в своем анализе, отражающем идеи Нортона и Томпсона, развивают модель практики, в которой социальный работник и клиент вовлекаются в отношения партнерства, направленные на достижение большего равенства в обществе. Это отражается на эмоциональном уровне в биографиях клиента и социального работника, на рациональном уровне — в изменении осознания самого себя и общества, и на уровне политического действия — в широких слоях общества.
|
|
Концентрический взгляд предполагает, что более широкие социальные идеи и структуры всегда связаны с непосредственной культурой, которая влияет на сознание и чувства индивидов. И, напротив, непосредственная культура может вступить в конфликт с более широкими слоями общества и оказать поддержку индивидам в борьбе против общепринятых идей и структур. Индивиды, в свою очередь, могут вступить в конфликт со своей культурой и быть намного ближе к общепринятым идеям.