Задание для самостоятельной работы №15

Познакомьтесь со школьными типами, выделенными П. Ф. Лесгафтом. Соотнесите их с современными типами акцентуированных характеров.

1.Честолюбивый тип. Дети этого типа всегда отличаются выраженным чувством собственного достоинства. Ребенок смотрит прямо, говорит уверенно, если что-то не понимает, не стесняется хорошенько расспросить. Он спокойно предоставляет лицемеру лезть вперед и охотнее выражает свое желание ответить тогда, когда другие не могли или же не выказали намерения ответить. Ребенок почти исключительно занят учением, хотя при случае не прочь показать, что знает свое дело и что все это ему дается легко. Он редко занимается при других в классе, но может настойчиво готовиться наедине, чтобы потом блистать при всех. Всякая неудача приносит такому ребенку много горя. Оскорбление и наказание, особенно если в них существует хотя бы тень несправедливости, могут заставить этого ребенка совершенно бросить дело, впасть в полную апатию и даже дойти до самоубийства. Главное стремление такого ребенка - отличиться, быть первым в своем классе и распоряжаться другими. Однако они не годятся для этой роли, так как относятся обыкновенно пристрастно к своим противникам и ни за что не признают их первенства. Соперников не терпят, да и вообще обыкновенных людей мало ценят и по возможности пользуются ими для выполнения своих замыслов. Разговоры их всегда типичны, они всегда спорят чужими словами, все решают изречениями авторитетов, которые удержаны только памятью, но высказываются с большим апломбом и якобы самостоятельно.

2.Мягко-забитый тип. Ребенок забит не строгими взысканиями и наказаниями, не розгой, а внешней, животной лаской. Этот тип особенно распространен в женских закрытых заведениях. В школе такой ребенок стесняется новой обстановки, подражает другим. Принужденный сделать что-нибудь самостоятельно, оказывается обыкновенно очень неловким, неумелым, слезливым. Плачет он, как 3-4-летний ребенок, с криком и воем, закрывая глаза тыльной стороной руки и распуская слюни из раскрытого рта. Когда он входит в школьное стадо, им управляет лицемер или честолюбец, а защищает добродушный. Действия его целиком зависят от покровителя. К занятиям относится равнодушно, исполняя все сказанное, но лениво, с зевком. В проступках легко сознается и так же легко указывает на зачинщиков, поэтому он ненадежный товарищ. Холодный и равнодушный, он, в сущности, никого не любит, а только прицепляется к кому-нибудь. Оставленный один, он совершенно теряется. Наедине с собой всегда скучает и сам никогда не способен приискать себе занятия или увлечения. Все неудачи ставят его в тупик и справиться с ними без посторонней помощи он не может. Исполнять обещанное, терпеть страдания или неудобства он не умеет. Он трус при строгом обращении, но делается капризным и подражательно-требовательным при противоположных условиях. Оставшись без надзора, он неумерен во всем и никогда не принимает в расчет требований других.

3.Злостно-забитый тип. В школе отличается неразговорчивостью, настойчивой молчаливостью, стесняющимся, конфузливым видом, иногда у него прорываются резкие бесцельные движения, особенно когда он думает, что на него никто не смотрит. Смотрит сбоку, исподлобья. Товарищей то сторонится, то как бы нечаянно толкнет или щипнет кого-нибудь. К занятиям относится равнодушно, если можно - пропускает. Ко всем окружающим относится подозрительно, на проявления нежности отвечает резким, отталкивающим движением и даже бегством. Обидчив и лжив. В товариществе сходится с однородным типом, соединясь более для взаимной защиты, чем для искренних дружеских отношений. Своего товарища не выдаст даже под наказанием и угрозами, и вообще выдерживает наказания с завидным терпением и стойкостью. Часто берет под свое покровительство какое-нибудь животное, с которым охотно делит все, что имеет. Но в то же время часто выбирает себе дикие развлечения: мучит, истязает животных, наносит оскорбления и вред надзирателям, давит мелких животных, отрывает лапы и крылья у насекомых, "вешает" кошек, "казнит" собак, и чем сильнее страдание животного, тем больше удовольствия испытывает его виновник, тем сильнее его возбуждение. Вообще всегда не прочь что-нибудь испортить, разрушить, сжечь. Все игры и занятия связаны с поиском сильных ощущений: накуриться махоркой, чтобы в ушах звенело, объесться чем-нибудь, даже съесть клопа или муху. Любит азартные зрелища, драки.

4. Угнетенный тип. Отличается бледностью, слабостью, скромностью, тихим и смирным нравом. Весьма трудолюбив, постоянно занят и всегда сосредоточен, будто ищет работу или занимается ею. Он отделяется от товарищей, чтобы наедине заняться своим делом. Он никогда не выходит вперед, а всегда остается в последних рядах. В играх и развлечениях почти не принимает участия; так же скромно выражает свою радость, как подавляет свое горе; он не легко плачет и не выражает своей скорби внешними проявлениями. Всякая похвала и отличие стесняют его и заставляют спрятаться, уйти. Отличается искренностью и откровенностью, всегда везде видит свои недостатки и неумение, во всех неудачах обвиняет себя. Ласки не терпит и всегда удаляется от нее. Себя он ни в каком случае не жалеет, не останавливается ни перед какими препятствиями, если их можно преодолеть трудом. Стойкость и настойчивость его громадны; лишения, бедность, страдание, нужда никогда его не остановят, так как он может ограничить свои требования до самых крайних пределов. К товарищам относится мягко и нетребовательно, всегда защищает их и старается объяснить их поступки в лучшую сторону. Он надежный товарищ. К страждущим и оскорбленным относится с участием, не жалея собственных сил для помощи и утешения. Все для себя необходимое он в состоянии сделать сам, никогда не унывая в случае неудачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: